ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ

УСТАНОВКА НОМЕРНЫХ ЗНАКОВ
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОСМОТР АВТОМОБИЛЯ
ПУСК ДВИГАТЕЛЯ
     Пуск холодного двигателя
     Пуск прогретого двигателя
ТЕПЛОВОЙ РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЯ
ОБКАТКА АВТОМОБИЛЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБКАТАННОГО АВТОМОБИЛЯ
БУКСИРОВАНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
     Буксирование автомобиля
     Буксирование автомобильного прицепа
     Транспортирование

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ              

ИНСТРУМЕНТ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
УБОРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Мытье кузова
   Уход за обивкой, ковриками, пластмассовыми деталями
    салона и панели приборов
ЗАПРАВОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Система охлаждения
   Гидропривод рабочей тормозной системы
СМАЗОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Картеры двигателей
   Масляный фильтр
   Картеры главной передачи и коробки передач
   Подшипники ступиц передних и задних колес
КОНТРОЛЬНО-РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Привод клапанов двигателя мод. 2106
   Привод клапанов двигателя мод. 331
   Приводы механизма газораспределения и генератора
   Карбюратор
   Фильтр тонкой очистки топлива
   Воздушный фильтр
   Привод выключения сцепления
   Коробка передач
   Колеса
   Передняя подвеска
   Шарниры валов привода передних колес
   Задняя подвеска
   Рулевое управление
   Тормозные системы
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
   Система зажигания
   Генератор
   Стартер
   Предохранители электрических цепей
   Регулировка света головных фар
   Замена ламп
ХРАНЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ
   Правила хранения
   Подготовка автомобиля к длительному хранению
   Техническое обслуживание автомобиля в период длительного хранения
   Подготовка автомобиля к эксплуатации после длительного хранения
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АНТИКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТА КУЗОВА


    Замена ламп
    Замена лампы в головной фаре. Снять защитный колпак 7 (см. рис. 83) фары, повернув его влево и выведя выступы колпака из зацепления с корпусом, отсоединить колодку 2 от лампы и штепсельные соединители провода лампы габаритного огня и провода соединения с массой. Вывести из-под крючка, находящегося вырубкой на рефлекторе, пружину держателя 3 лампы и лапки держателя из отверстий в рефлекторе. Затем снять держатель 3 лампы с пружиной и вынуть лампу из гнезда. Заменив лампу, установить на место держатель и закрепить его пружиной. Соединить колодку с контактными пластинами лампы и присоединить провода к лампе габаритного огня и к массе.
    Замена лампы, в переднем указателе поворота. Из отсека двигателя сдвинуть с патрона резиновый чехол, разъединить штекерную колодку с проводами, а затем, повернув патрон влево, вывести его выступы из зацепления с корпусом и потянуть на себя.
    Замена лампы в заднем комбинированном фонаре (кроме секции указателя поворота). Снять со стороны багажного отделения автомобиля пластмассовую плату с лампами, установленную на тыльной части корпуса заднего фонаря на защелках 2 (рис. 84), и заменить лампы.

Рис. 84. Расположение ламп в заднем комбинированном фонаре: 1-патрон с лампой заднего указателя поворота (вынут из корпуса); 2-защелки платы ламп заднего фонаря; 3-крышка люка обивки брызговика: 4-фиксатор крышки люка Рис. 85. Расположение лампы в плафоне освещения салона: 1-пружина, удерживающая плафон в гнезде обивки потолка; 2-лампа; 3-рассеиватель; 4-колодка выключателя


    Замена лампы в секции указателя поворота заднего комбинированного фонаря. Снять крышку 3 люка обивки брызговика, нажать на язычок фиксатора 4 крышки люка. Разъединить штекерную колодку с проводами, потянуть ее на себя, а затем повернуть патрон влево, вывести его выступы из зацепления с корпусом и потянуть на себя.
    Замена лампы в плафоне освещения салона. Предварительно вынуть плафон из гнезда в обивке потолка, для чего потянуть плафон за рассеиватель 3 (рис. 85) на себя.
    Замена лампы в фонарях 3 (см. рис. 18) освещения номерного знака. Вынуть фонарь из гнезда в торце двери задка, для чего, введя отвертку в паз на фланце рассеивателя, потянуть фонарь на себя, разъединить корпус и рассеиватель, которые крепятся с помощью защелки, и заменить лампу.
    Замена лампы в боковом повторителе указателя поворота. Вынуть патрон 1 (рис. 86) с лампой со стороны колесной ниши и заменить лампу.

Рис. 86. Расположение лампы в боковом повторителе указателя поворота: 1-патрон лампы; 2-рассеиватель лампы Рис. 87. Расположение лампы в плафоне освещения багажного отделения: 1-пружина, удерживающая плафон в гнезде обивки левого брызговика; 2-лампа; 3-рассеиватель; 4-выключатель


    Замена лампы в плафоне освещения багажного отделения. Предварительно вынуть плафон из гнезда обивки левого брызговика, для чего потянуть плафон за рассеиватель 3 (рис. 87) на себя.

    ХРАНЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ
    Правила хранения

    Автомобиль лучше всего хранить в сухом, темном, хорошо вентилируемом помещении при температуре воздуха не менее 5° С и относительной влажности 50-70 %. В этих условиях аккумуляторную батарею и радиоприемник с автомобиля можно не снимать.
    При хранении автомобиля в зимнее время в холодном помещении или на открытой стоянке нужно снять аккумуляторную батарею и радиоприемник и хранить их отдельно согласно указаниям, приведенным в инструкциях по их эксплуатации, прилагаемым к автомобилю. Затем надо слить жидкость из бачка омывателя стекла ветрового окна. Если система охлаждения заправлена водой, то нужно слить ее.
    В случае хранения автомобиля в помещении, в которое проникает солнечный свет, кузов и шины следует закрыть чехлом.
    Если автомобиль хранится на открытой стоянке под чехлом, то чехол не должен прилегать к окрашенным поверхностям кузова, чтобы не повреждалось лакокрасочное покрытие.
    Применение чехлов из воздухонепроницаемых материалов (брезент, клеенка, полимерная пленка и т. п.) содействует конденсации влаги на поверхности лакокрасочного покрытия кузова, что может привести к его повреждению (отслаиванию, образованию вздутий и др.).
    Оптимальные условия хранения автомобиля на открытой стоянке создает водонепроницаемый чехол, натянутый на специальный металлический каркас. Необходимо обеспечить наличие зазора между чехлом и землей для доступа воздуха.

    Подготовка автомобиля к длительному хранению
    Подготовку автомобиля к длительному хранению следует проводить в такой последовательности.
    1. Вымыть автомобиль и вытереть насухо кузов. Удалить следы коррозии. Поверхность кузова с поврежденным лакокрасочным покрытием подкрасить.
    2. Заправить полностью бензином металлический топливный бак с целью предохранения его от коррозии.
    3. Прогреть двигатель при работе на режиме холостого хода в течение 3-5 мин, вывернуть свечи и залить в каждый цилиндр по 25-30 г чистого моторного масла. Для равномерного распределения масла по внутренней поверхности цилиндров включить стартер на 2-3 с. Покрыть корпуса свечей и углубления для размещения свечей в головке цилиндров тонким слоем консервационной смазки: автосмазкой ВТВ-1 (ТУ 6-15-954-80) или автосредством "Унисма-1" в аэрозольной упаковке (ТУ 6-15-1402-83). Ввернуть свечи.
    4. Закрыть промасленной лентой (бумажной или тканевой) отверстие рукава забора холодного воздуха воздушного фильтра и выходное отверстие выпускной трубы глушителя.
    5. Ослабить натяжение ремня привода генератора.
    6. Отсоединить наконечники проводов от аккумуляторной батареи и покрыть их консервационной смазкой ВТВ-1 или "Унисма-1".
    Батарею хранить согласно указаниям, приведенным в инструкции по ее эксплуатации, прилагаемой к автомобилю.
    7. Очистить все электрические провода от грязи и насухо протереть. Покрыть автосредством "Унисма-1" контакты распределителя.
    8. Покрыть тонким слоем консервационной смазки все неокрашенные детали крепления двигателя, агрегатов шасси и узлов кузова (гайки, выступающие резьбовые концы болтов, шпилек и винтов) ; все шарнирные соединения приводов управления (воздушной и дроссельной заслонками карбюратора, коробкой передач, стояночной тормозной системой, запорами капота и дверей кузова).
    9. Для защиты от пыли закрыть двигатель (под капотом) брезентом, пленкой или промасленной бумагой.
    10. Включить первую или вторую передачу в коробке передач.
    11. Снять колеса и тормозные барабаны и очистить их от грязи. Установить тормозные барабаны, закрыть промасленной лентой отверстия в тормозных барабанах и зазоры между щитами тормозных механизмов и барабанами. Установить колеса.
    12. Приподнять кузов на 80-90 мм и установить подставки в местах расположения усилителей пола под домкрат для разгрузки подвесок автомобиля. Вывешивать колеса полностью не рекомендуется. Снизить давление воздуха в шинах до 100 кПа.
    13. Нанести на лакокрасочные покрытие кузова "Автоконсервант кузова" (ТУ 6-15-870-78). Автоконсервант можно наносить распылителем, используя для этого компрессор, бытовой пылесос, или кистью.

    Техническое обслуживание автомобиля в период длительного хранения
    Один раз в два месяца необходимо проводить следующие операции технического обслуживания автомобиля.
    1. При осмотре автомобиля поврежденные участки кузова и детали с появившейся коррозией зачистить и, если слой грунтовки не поврежден, подкрасить зачищенное место эмалью или покрыть консервантом кузова.
    2. Вывернуть свечи зажигания. Вывесить одно из передних колес и, включив четвертую передачу, повернуть его на 3-4 оборота. Ввернуть свечи.
    3. Повернуть рулевое колесо на 1-1,5 оборота в каждую сторону. Привести в действие (по 3-5 раз) педали рабочей тормозной системы, сцепления, управления дроссельными заслонками карбюратора, ручку управления воздушной заслонкой карбюратора и рычаг привода стояночной тормозной системы.
    4. Довести давление воздуха в шинах до нормы.

    Подготовка автомобиля к эксплуатации после длительного хранения
    Подготавливать автомобиль к эксплуатации после длительного хранения надо в такой последовательности.
    1. Удалить автоконсервант с кузова автомобиля автодеконсервантом (ТУ 6-15-1045-77) или горячей водой (температура 60-70 °С) с добавлением автошампуня. Протереть поверхность кузова фланелью.
    2. Довести давление воздуха в шинах до нормального. Удалить подставки из-под основания автомобиля.
    3. Удалить брезент или пленку, закрывающую двигатель,
    4. Удалить консервационный смазочный материал с деталей чистой мягкой тканью, смоченной в уайт-спирите или в неэтилированном бензине.
    5. Удалить промасленную ленту, которой были закрыты отверстия в деталях и зазоры.
    6. Отрегулировать натяжение ремня привода генератора, предварительно проверив, тщательно ли очищены канавки шкивов.
    7. Привести в рабочее состояние и установить на автомобиль аккумуляторную батарею и радиоприемник (если они хранились отдельно).
    8. Установить рычаг управления коробкой передач в нейтральное положение.
    9. Вывернуть свечи, промыть их в неэтилированном бензине и высушить.
    10. Включить стартер на 2-3 с для освобождения цилиндров автомобиля от лишнего масла, затем ввернуть свечи в головку цилиндров.
    Перед началом эксплуатации проверить работу всех агрегатов, узлов и механизмов автомобиля.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АНТИКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТА КУЗОВА
    Для обеспечения долговечности кузова необходимо при эксплуатации автомобиля периодически проводить дополнительную защиту кузова от коррозии. Такую работу можно проводить на СТОА или самостоятельно.
    Полный комплекс дополнительной защиты кузова от коррозии включает следующие мероприятия.
    Защита внутренних поверхностей скрытых полостей кузова. К скрытым полостям кузова относятся полости порогов пола, поперечин и усилителей пола, боковин отсека двигателя, стоек, дверей и т. д. Расположение скрытых полостей кузова показано на рис. 88 и 89.

Рис. 88. Скрытые полости кузова (вид спереди): 1-поперечина отсека двигателя; 2-капот; 3-двери; 4-дверь задка; 5-боковина (задняя часть); 6-пороги пола; 7-поперечина пола N 2; 8-средняя стойка; 9-передняя стоика; 10-полость между боковой поверхностью щита передка и панелью боковины отсека двигателя; 11-усилители пола; 12-полость между соединителем щита передка и панелью боковины отсека двигателя; 13-кронштейн крепления передней подвески; 14- передние лонжероны


    При антикоррозионной обработке внутренние поверхности скрытых полостей покрывают специальными консервирующими составами типа автоконсерванта порогов "Мовиль" (ТУ 6-15-1145- 78). Обработку в процессе эксплуатации автомобиля повторяют не реже, чем один раз в 2 года.
    Для обеспечения доступа к скрытым полостям кузова необходимо снять съемные панели обивки салона, багажного отделения и дверей, сиденья, облицовку порогов и коврики пола. Для предохранения от загрязнения оставшуюся несъемную обивку, панель приборов, стекла в салоне кузова следует прикрыть бумагой, полиэтиленовой пленкой или тканью.

Рис. 89. Скрытые полости кузова (вид сзади снизу): 1-задние лонжероны; 2-порог пола; 3-передние лонжероны; 4- поперечина пола N 2; 5-поперечина пола N 3; б-поперечина пола N 4


    Перед обработкой внутренние поверхности порогов пола, дверей кузова (при наличии в них грязи) нужно промыть струёй воды,
    разрыхляя грязь укрепленным на проволоке ершом или кистью Для слива грязной воды в порогах и дверях надо прочистить отверстия для вентиляции и стока воды. Вымытые внутренние поверхности порогов и дверей тщательно следует просушить. Допускается нанесение автоконсерванта порогов "Мовиль" на запыленную поверхность и поверхность с сухими следами коррозии.
    Перед обработкой автоконсервантом необходимо закрыть имеющиеся в порогах и дверях отверстия для вентиляции и стока воды липкой лентой, пластилином или герметиком.
    Через имеющиеся отверстия в порогах пола (со стороны салона, под облицовкой и в заднем их торце), закрытые резиновыми пробками, и дверях распылить на внутренние поверхности "Мовиль", не допуская пропусков. Для распыления "Мовиля" можно использовать садовые опрыскиватели, бытовые компрессоры и краскораспылители с насадками. Если этого оборудования нет, то внутренние поверхности полостей порогов нужно обработать следующим образом. Через имеющиеся отверстия надо залить "Мовиль" в пороги и при помощи укрепленного на проволоке ерша или поролонового пыжа нанести автоконсервант на внутренние поверхности порогов. Ерш или поролоновый пыж надо ввести через указанные отверстия. Затем нужно слить остатки "Мовиля", открыв отверстия для вентиляции и стока воды, и использовать их для других полостей.
    Полости дверей можно обработать кистью, предварительно сняв обивку дверей.
    Аналогично можно обработать "Мовилем" следующие полости: между соединителем щита передка и панелью боковины отсека двигателя; поперечины отсека двигателя; поперечин пола N 2, N 3, N 4; усилителей пола; передних и задних лонжеронов, доступ в которые возможен через имеющиеся (закрытые пробками) технологические отверстия; задней части боковины; между боковой поверхностью щита передка и панелью боковины отсека двигателя, доступ в которые возможен через имеющиеся со стороны салона отверстия и люки.
    Защита днища кузова и колесных ниш. Дополнительная антикоррозионная обработка днища и колесных ниш предназначена для повышения коррозионной стойкости кузова в процессе эксплуатации автомобиля и сохранения защитных свойств заводских антикоррозионных покрытий. Обработку рекомендуется проводить периодически (не реже 1 раза в 2-3 года) одним из составов, перечисленных ниже:
    Автоантикоры для днища на битумной основе (ТУ 6-15-1353- 82):
    автоантикор битумно-каучуковый "Битукас";
    автоантикор-2 битумный для днища;
    мастика сланцевая автомобильная "МСА-3";
    мастика резино-битумная антикоррозионная "Эластокор". Мастика автомобильная антикоррозионная "Битэп" (ТУ 6-151512-85).
    Автоантикор эпоксидно-каучуковый для днища (ТУ 6-151303-81).
    Перед нанесением антикоррозионного состава поверхности днища и колесных ниш необходимо очистить от грязи и ржавчины, обезжирить и просушить. Составы на поверхность днища следует наносить в соответствии с указаниями по их применению кистью или распылением равномерно, без пропусков и пузырей. На колесные ниши рекомендуется нанести два-три слоя мастики. При обработке нельзя допускать попадания мастики на механизмы и тросы, а также забивания мастикой отверстий для стока воды и вентиляции.
    В случае повреждения в процессе эксплуатации защитного покрытия рекомендуется места повреждений очистить от грязи, отслоившегося старого покрытия и покрыть одним из указанных выше защитных составов с перекрытием границ поврежденного участка на 15-20 см.
    Контроль за состоянием защитных покрытий осуществляется при проведении очередного технического обслуживания автомобиля согласно указаниям сервисной книжки.
    Защита окрашенных поверхностей кузова. В процессе эксплуатации для предохранения лакокрасочного покрытия кузова от воздействия окружающей среды, следует покрывать окрашенные поверхности кузова полирующими составами. Для лакокрасочного покрытия кузова рекомендуется применять следующие полирующие составы:
    автополироли для новых покрытий (ТУ 6-15-1291-81);
    автополироль-2 для новых покрытий в аэрозольной упаковке (ТУ 6-15-1073-82);
    автополироль "Глянец" (ТУ 6-15-1311-81).
    Первую полировку окрашенных поверхностей следует проводить не раньше, чем через 2-3 месяца после выпуска автомобиля. Периодичность полировки (возобновления защитного слоя) зависит от условий эксплуатации и определяется согласно указаниям по применению используемого полирующего состава.
    В случае потускнения (обветривания) лакокрасочного покрытия (после 2-3 лет эксплуатации автомобиля) рекомендуется применять для обновления покрытия (не чаще, чем 1 раз в полгода) автополироли для обветренных покрытий:
    автополироль для обветренных покрытий (ТУ 6-15-1222-80);
    автосредство "Cleanerpolish" (ТУ 6-15-1186-79). При старении покрытий (после 3-5 лет эксплуатации атомобиля) для обновления окрашенной поверхности рекомендуется применять "Автополироль для старых покрытий" (ТУ 6-15-916-77) не чаще 1 раза в год. Обновленную лакокрасочную поверхность надо отполировать до полного блеска одним из указанных полирующих составов для новых покрытий.
    В период между обновлениями лакокрасочного покрытия окрашенные поверхности следует полировать полиролями для новых покрытий.