ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ

УСТАНОВКА НОМЕРНЫХ ЗНАКОВ
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОСМОТР АВТОМОБИЛЯ
ПУСК ДВИГАТЕЛЯ
     Пуск холодного двигателя
     Пуск прогретого двигателя
ТЕПЛОВОЙ РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЯ
ОБКАТКА АВТОМОБИЛЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБКАТАННОГО АВТОМОБИЛЯ
БУКСИРОВАНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
     Буксирование автомобиля
     Буксирование автомобильного прицепа
     Транспортирование

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ              

ИНСТРУМЕНТ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
УБОРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Мытье кузова
   Уход за обивкой, ковриками, пластмассовыми деталями
    салона и панели приборов
ЗАПРАВОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Система охлаждения
   Гидропривод рабочей тормозной системы
СМАЗОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Картеры двигателей
   Масляный фильтр
   Картеры главной передачи и коробки передач
   Подшипники ступиц передних и задних колес
КОНТРОЛЬНО-РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Привод клапанов двигателя мод. 2106
   Привод клапанов двигателя мод. 331
   Приводы механизма газораспределения и генератора
   Карбюратор
   Фильтр тонкой очистки топлива
   Воздушный фильтр
   Привод выключения сцепления
   Коробка передач
   Колеса
   Передняя подвеска
   Шарниры валов привода передних колес
   Задняя подвеска
   Рулевое управление
   Тормозные системы
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
   Система зажигания
   Генератор
   Стартер
   Предохранители электрических цепей
   Регулировка света головных фар
   Замена ламп
ХРАНЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ
   Правила хранения
   Подготовка автомобиля к длительному хранению
   Техническое обслуживание автомобиля в период длительного хранения
   Подготовка автомобиля к эксплуатации после длительного хранения
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АНТИКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТА КУЗОВА


ЗАПРАВОЧНЫЕ РАБОТЫ
Система охлаждения
    Система охлаждения двигателей автомобилей на заводе заполняется антифризом, состоящим из концентрата ТОСОЛ-АМ (ТУ 6-02-751-86) и воды в соотношении 1:1 по объему. Эта жидкость голубого цвета, без запаха представляет собой этиленгликолевую смесь, обеспечивающую работоспособность системы при температуре окружающего воздуха до минус 40 °С, обладающую антикоррозионными, антивспенивающими свойствами и препятствующую образованию накипи.
    Только в крайнем случае в систему охлаждения можно добавлять чистую воду. При этом надо иметь в виду, что температура замерзания смеси повышается. Эксплуатация автомобиля на чистой воде и разбавленном антифризе при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С запрещается.
    При техническом обслуживании автомобиля надо проверять и при необходимости восстанавливать уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке 2 (рис. 30), контролируя герметичность системы охлаждения. Уровень жидкости должен быть на 0-10 мм ниже сварного шва верхней и нижней половин расширительного бачка.
    Проверять уровень и открывать пробку 1 расширительного бачка для доливки жидкости следует только на холодном двигателе. После доливки жидкости пробка бачка должна быть плотно завернута, так как жидкость в расширительном бачке при работающем и прогретом двигателе находится под давлением.

Рис. 30. Расположение расширительного бачка системы охлаждения в отсеке двигателя;

1-пробка расширительного бачка; 2- расширительный бачок; 3-шланг жидкостной трубки; 4-шланг пароотводящей трубки


    В процессе эксплуатации согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке, необходимо промыть систему охлаждения и поменять жидкость. Замену охлаждающей жидкости на свежую нужно выполнить следующим образом.
    1. Поставить под двигатель емкость для слива жидкости.
    2. Не снимая пробки с расширительного бачка (для уменьшения напора сливаемой жидкости), вывернуть пробку 1 (рис. 31) сливного отверстия в блоке цилиндров двигателя мод. 2106 или отсоединить подводящий шланг радиатора отопителя от угольника 1 (рис. 32), расположенного на правой задней части блока цилиндров двигателя мод. 331.

Рис. 31. Расположение сливного отверстия системы охлаждения двигателя мод. 2106: 1-пробка сливного отверстия в блоке цилиндров Рис. 32. Расположение на двигателе мод. 331 угольника для подводящего шланга радиатора отопителя: 1-угольник


    3. Вывернуть сливную пробку 4 (см. рис. 25) радиатора.
    4. Отвернуть пробку 1 (см. рис. 30) расширительного бачка. При возможности продуть систему сжатым воздухом через шланг 4 пароотводящей трубки.
    5. По окончании слива жидкости установить сливные пробки и подводящий шланг радиатора отопителя на место.
    6. Заполнить систему охлаждения чистой водой через горловину расширительного бачка. При этом на автомобиле с двигателем мод. 2106 отвернуть пробку 1 (рис. 33) отверстия для выпуска воздуха.

Рис. 33. Расположение пробки отверстия для выпуска воздуха из системы охлаждения двигателя мод. 2106:
1-пробка отверстия для выпуска воздуха


    7. Завернуть пробку расширительного бачка и пробку отверстия для выпуска воздуха, пустить двигатель. Прогреть двигатель до температуры 85-90 °С (клапан термостата открыт), при которой стрелка указателя 39 (см. рис. 3) температуры охлаждающей жидкости находится в белой зоне шкалы, и дать ему поработать 2-3 мин.
    8. Остановить двигатель, слить воду, как описано выше, дать двигателю остыть. Установить на место сливные пробки и подводящий шланг радиатора отопителя. При необходимости промывку системы охлаждения водой повторить еще раз.
    9. Залить в систему через горловину расширительного бачка свежую охлаждающую жидкость до установленного уровня в расширительном бачке и плотно завернуть пробку. Время полной заправки системы охлаждения около 25 мин. Для ускорения заправки системы охлаждения двигателя мод. 2106 рекомендуется заливать свежую жидкость через отверстия для выпуска воздуха, закрытое пробкой 7 (см. рис. 33).
    10. Пустить и прогреть двигатель, как это выполнялось при промывке системы охлаждения. Если после остывания двигателя уровень жидкости в расширительном бачке упадет ниже установленного, то необходимо его восстановить.

Гидропривод рабочей тормозной системы

     Для заправки гидропривода рекомендуется использовать тормозные жидкости, указанные в табл. 3.

Наименование, марка,
ГОСТ, ТУ

Места смазывания, заправки

Масла моторные автомобиль-
ные для карбюраторных двига-
телей:
М-6/10-Г) (всесезонное),

ГОСТ 10541-78*,
М-5/10-Г) (всесезонное),
ТУ 38.1011186-88

Картер двигателя; распределитель зажигания
(масленка, втулка кулачка прерывателя, фетро-
вая щетка кулачка); механизмы арматуры кузо-
ва (оси петель капота, дверей; оси ограничи-
телей дверей)

Масло трансмиссионное:
ТМ-5-18 (ТАД-17И),
ГОСТ 23652-79*

Картеры главной передачи и коробки передач

Пластичные смазки:
ЛИТОЛ-24, ГОСТ 21150
-87

Подшипники ступиц колес, верхний и нижний
карданные шарниры рулевого управления, руле-
вой механизм (шестерня-рейка); регулиро-
вочный наконечник распорной планки колодок
заднего тормозного механизма, наконечник троса
привода стояночной тормозной системы (резь-
бовая часть)

ШРУС-4, ТУ УССР
38-2-01-312-81

Шарниры равных угловых скоростей

Солидол жировой Ж, ГОСТ
1033-79*

Шарниры рулевых тяг

ФИОЛ-1

Тросы приводов: дроссельных заслонок кар-
бюратора, выключения сцепления, стояночной
тормозной системы; стеклоподъемники дверей;
наружные и внутренние замки дверей; салазки
передних сидений; механизм регулировки угла
наклона передних сидений; тяги рычагов при-
вода распределительных воздушных заслонок
и заслонки радиатора отопителя

ФИОЛ-2

Наружные ручки дверей (поверхности трения);
ограничители открывания дверей (поверхности
трения, направляющая и упор); ось крышки
люка заднего крыла; замок двери задка и его
привод; замок капота и его привод; замок по-
душки заднего сиденья и его привод; панель ры-
чагов управления системой вентиляции и ото-
пления салона (поверхности трения)

ВТВ-1 в аэрозольной упа-
ковке, ТУ 6-15-954-80

Цилиндры замков дверей

Тормозные жидкости:
"Нева", ТУ 6-01-1163-78,
"Томь", ТУ 6-01-1276-82

Гидропривод рабочей тормозной системы

Антифриз:
ТОСОЛ-А40М,
ТУ 6-02-751-86,
концентрат ТОСОЛ-АМ,
ТУ 6-02-751-86, и вода в
соотношении 1:1 по объему

Система охлаждения двигателя

Амортизаторная жидкость
АЖ-12Т, ГОСТ 23008-78*

Амортизаторная стойка передней подвески

Масло для гидравлических
амортизаторов МГП-10, ОСТ
3-1-54-74

Гидравлические амортизаторы задней подвески


    При использовании тормозной жидкости следует соблюдать осторожность и не допускать попадания ее на окрашенные поверхности кузова и деталей.
    Операции по удалению воздуха из гидропривода системы, по замене тормозной жидкости и по приведению в исходное состояние сигнального устройства следует выполнять с помощником.
    Необходимость в удалении воздуха возникает после устранения неисправности, возникшей вследствие нарушения герметизации гидропривода, после ремонтных работ и при замене жидкости. На наличие воздуха в гидроприводе указывает увеличенный ход педали рабочей тормозной системы.
    Для удаления воздуха из гидропривода системы необходимо выполнить следующие операции.
    1. Залить в бачок 2 (рис. 34) главного цилиндра гидропривода тормозную жидкость до отметки МАХ и нажать несколько раз на педаль рабочей тормозной системы.
Рис. 34. Расположение бачка главного цилиндра гидропривода рабочей тормозной системы: 1-вакуумный усилитель; 2-бачок главного цилиндра гидропривода; 3-главный цилиндр гидропривода

    2. Снять передние колеса.
    3. Очистить от пыли и грязи клапаны 7 и 8 (см. рис. 69) выпуска воздуха из цилиндров соответственно большого и малого диаметра гидропривода тормозной системы и снять с головок клапанов резиновые защитные колпачки.
    4. Надеть на головку клапана 7 шланг для слива жидкости. Свободный конец шланга опустить в тормозную жидкость, которая наполовину заполняет чистый прозрачный сосуд объемом не менее 0,5 л.
    5. Резко нажать на педаль рабочей тормозной системы 4-5 раз (с интервалом между нажатиями 1-2 с), а затем, оставляя педаль нажатой, отвернуть на 1/2-3/4 оборота клапан выпуска воздуха. Продолжая нажимать на педаль, вытеснить вместе с воздухом жидкость из системы через шланг в сосуд. После того как педаль достигнет положения упора и истечение жидкости прекратится, завернуть плотно клапан выпуска воздуха.
    6. Повторять предыдущую операцию до тех пор, пока полностью не прекратится выделение пузырьков воздуха из вытекающей жидкости. При удалении воздуха из гидропривода тормозной системы добавить тормозную жидкость в бачок, не допуская снижения уровня в нем ниже отметки MIN.
    7. Снять шланг, вытереть клапан и надеть защитный колпачок.
    8. Повторить операции 4-7 для клапана 7 выпуска воздуха из цилиндра тормозного механизма другого колеса, клапанов 8 тормозных механизмов обоих колес, затем для клапанов 1 (см. рис. 72) выпуска воздуха из колесных цилиндров тормозных механизмов задних колес.
    Жидкость, выпущенную из тормозной системы во время удаления воздуха из нее, в дальнейшем использовать не рекомен- дуется.

    При удалении воздуха в ветвях тормозной системы возникает разность давлений, смещающая поршень сигнального устройства 1 (рис. 35), в результате чего загорается контрольная лампа 42 (см. рис. 3) сигнального устройства гидропривода в комбинации приборов.
Рис. 35. Вид снизу на сигнальное устройство гидропривода рабочей тормозной системы:
1-сигнальное устройство


   Приводить сигнальное устройство гидропривода рабочей тормозной системы в исходное положение необходимо в такой последовательности.
    1. Опустить полностью рычаг 15 (см. рис. 3) привода стояночной тормозной системы.
    2. Отвернуть на 1/2 оборота клапан 7 (см. рис. 69) выпуска воздуха из цилиндра большого диаметра правого или левого дискового тормозного механизма, предварительно сняв с него защитный колпачок.
    3. Плавно переместить (однократно) педаль рабочей тормозной системы до положения, при котором погаснет контрольная лампа.
    4. Удерживая в этом зафиксированном положении педаль (лампа не горит), завернуть клапан.
    Если при нажатии на педаль лампа мигнет, следовательно, поршень сигнального устройства при перемещении перешел через нейтральное положение, и все операции необходимо повторить сначала в той же последовательности, но отворачивая уже клапан 8 выпуска воздуха из цилиндра малого диаметра правого или левого дискового тормозного механизма.
    Замена тормозной жидкости в гидроприводе проводится одновременно с промывкой в той же последовательности, что и при удалении воздуха из соответствующей системы. Однако при открывании очередного клапана выпуска воздуха надо нажимать на педаль до тех пор, пока из клапана не начнет вытекать чистая свежезалитая тормозная жидкость без пузырьков воздуха.
    При замене тормозной жидкости и в процессе эксплуатации автомобиля необходимо следить за ее уровнем (см. разд. "Техническая характеристика").

СМАЗОЧНЫЕ РАБОТЫ
    Чтобы обеспечить наилучшие условия работы агрегатов и механизмов автомобиля, следует применять смазочные материалы, рекомендуемые в табл. 3, а также соблюдать периодичность их добавления и смены, приведенную в сервисной книжке.

Картеры двигателей

    Масло, рекомендуемое в табл. 3, следует заливать в картер двигателя мод. 2106 через маслозаливную горловину, закрываемую пробкой 1 (рис. 36), а в картер двигателя мод. 331- через маслозаливную горловину 3 (рис. 37), закрываемую пробкой У, объединенной с фильтрующим элементом 2 системы вентиляции картера двигателя.

Рис. 36. Маслозаливная горловина и указатель уровня масла двигателя мод. 2106:
1-пробка; 2-указатель уровня масла

    При эксплуатации необходимо поддерживать уровень масла в в картере двигателя: мод. 2106- между рисками М1М и МАХ указателя 2 (см. рис. 36) уровня масла; мод. 331- вблизи метки МАХ указателя 1 (рис. 38) уровня масла.
    Замену масла следует проводить на горячем двигателе. При замене масла надо слить отработанное масло, отвернув пробку в поддоне картера. После слива отработанного масла нужно промыть смазочную систему двигателя моющим маслом согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке.
    Операцию промывки надо выполнять на горячем двигателе в следующем порядке.
    1. Завернуть пробку сливного отверстия в поддоне картера.
    2. Залить в картер двигателя индустриальное масло И12А (ГОСТ 20799-88*) или веретенное масло АУ (ОСТ 38.01412- 86) до метки MIN и дать поработать двигателю с минимальной частотой вращения коленчатого вала на режиме холостого хода в течение 3-5 мин.
    3. Слить моющее масло, отвернув пробку в поддоне картера, и заменить масляный фильтр.
    4. Завернуть пробку сливного отверстия и залить 4,2 л чистого масла в картер двигателя мод. 2106, а в картер двигателя мод. 331-4,8 л (см. табл. 3).

Рис. 37. Маслозаливная горловина дви- гателя мод. 331:
1-пробка; 2- фильтрующий элемент сис- темы вентиляции картера двигателя; 3- горловина; 4-трубка вентиляции картера двигателя
Рис. 38. Расположение указателя уровня масла на двигателе мод. 331:
1-указатель уровня масла; 2-направляющая трубка

Масляный фильтр

    На двигателях моделей 2106 и 331 установлены масляные фильтры 1 (см. рис. 39 и 23) одинаковой конструкции.
    Для замены масляного фильтра следует отвернуть его с блока цилиндров. Замену масляного фильтра необходимо проводить одновременно с заменой масла в картере двигателя согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке. Новый масляный фильтр при установке на место следует завертывать только усилием рук, предварительно смазав уплотнительное кольцо моторным маслом.

Рис. 39. Расположение масляного фильтра на двигателе, мод. 331: 1-масляный фильтр Рис. 40. Пробки отверстий картера главной передачи: 1-пробка заливки и контроля; 2-пробка слива

Картеры главной передачи и коробки передач
   
Проверку уровня масла надо проводить на остывших картерах главной передачи и коробки передач, чтобы быть уверенным, что все масло стекло со стенок картеров и с зубчатых колес. Для проверки уровня масла необходимо отвернуть пробку 1 (рис. 40) заливки и контроля. Уровень масла должен совпадать с нижней кромкой резьбового отверстия. Заливать масло следует через это же отверстие.
    Для слива отработанного масла нужно отвернуть пробку 2 слива.
    Замену масла (см. табл. 3), залитого в картеры главной передачи и коробки передач, надо проводить согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке. При заливке холодного масла необходимо повторно долить его в картер до нижней кромки резьбового отверстия после трехминутного перерыва с момента первичной заливки.

Подшипники ступиц передних и задних колес

    На автомобиле устанавливаются шариковые радиально-упор ные, двухрядные подшипники с двусторонним уплотнением. При сборке подшипника на заводе в него закладывается смазочный материал (см. табл. 3). Подшипники не требуют регулировки и пополнения смазочного материала в процессе эксплуатации.