ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ

УСТАНОВКА НОМЕРНЫХ ЗНАКОВ
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОСМОТР АВТОМОБИЛЯ
ПУСК ДВИГАТЕЛЯ
     Пуск холодного двигателя
     Пуск прогретого двигателя
ТЕПЛОВОЙ РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЯ
ОБКАТКА АВТОМОБИЛЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБКАТАННОГО АВТОМОБИЛЯ
БУКСИРОВАНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
     Буксирование автомобиля
     Буксирование автомобильного прицепа
     Транспортирование

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ              

ИНСТРУМЕНТ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
УБОРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Мытье кузова
   Уход за обивкой, ковриками, пластмассовыми деталями
    салона и панели приборов
ЗАПРАВОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Система охлаждения
   Гидропривод рабочей тормозной системы
СМАЗОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Картеры двигателей
   Масляный фильтр
   Картеры главной передачи и коробки передач
   Подшипники ступиц передних и задних колес
КОНТРОЛЬНО-РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Привод клапанов двигателя мод. 2106
   Привод клапанов двигателя мод. 331
   Приводы механизма газораспределения и генератора
   Карбюратор
   Фильтр тонкой очистки топлива
   Воздушный фильтр
   Привод выключения сцепления
   Коробка передач
   Колеса
   Передняя подвеска
   Шарниры валов привода передних колес
   Задняя подвеска
   Рулевое управление
   Тормозные системы
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
   Система зажигания
   Генератор
   Стартер
   Предохранители электрических цепей
   Регулировка света головных фар
   Замена ламп
ХРАНЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ
   Правила хранения
   Подготовка автомобиля к длительному хранению
   Техническое обслуживание автомобиля в период длительного хранения
   Подготовка автомобиля к эксплуатации после длительного хранения
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АНТИКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТА КУЗОВА


    Привод выключения сцепления
    Величину рабочего хода наружного рычага 4 (рис. 61) вала выключения сцепления следует проверять согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке. Для этого необходимо определить разность размеров А при отпущенной и нажатой до упора в пол педали сцепления, которая должна соответствовать 15 - 17 мм. При другом результате надо отрегулировать ход рычага в такой последовательности.

Рис. 61. Регулировка привода выключения сцепления: 1 - наконечник оболочки троса привода выключения сцепления; 2 - контргайка; 3 - резьбовая втулка; 4 - наружный рычаг вала выключения сцепления

    1. Отвернуть контргайку 2.
    2. Удерживая наконечник 1 оболочки троса привода выключения сцепления от проворота, вращать резьбовую втулку 3 до получения требуемого хода рычага (один оборот резьбовой втулки соответствует примерно 1,5 мм изменения хода рычага).
    3. После окончания регулировки затянуть контргайку.

    Коробка передач
    При эксплуатации автомобиля согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке, нужно подтягивать резьбовые соединения деталей коробки передач и привода переключения передач. Следует проверять четкость включения передач, герметичность уплотнений, состояние резинового чехла 4 (рис. 62) вала управления переключением передач, а также отсутствие посторонних стуков и шумов.
    Если при движении автомобиля будет отмечаться вибрация и раскачивание рычага 14 (см. рис. 3) переключения передач, то следует из смотровой ямы подтянуть крышку 6 (см. рис. 62) шаровой опоры рычага переключения передач. Рычаг переключения передач должен при легком воздействии руки на рукоятку рычага перемещаться в шаровой опоре, но при этом не должен ощущаться зазор рычага в опоре. Крышка шаровой опоры стопорится от отворачивания отгибкой металла основания 3 механизма управления.

Рис. 62. Вид снизу на привод переключения передач: 1-передний шарнир вала управления переключением передач; 2 - вал управления переключением передач; 3 - основание механизма управления; 4 - резиновый чехол вала управления переключением передач; 5 - кожух механизма управления; 6 -крышка шаровой опоры рычага переключения передач: 7 - опора механизма управления

    Колеса
    Балансировка и перестановка колес. В процессе эксплуатации автомобиля (при возникновении виляния передних колес, пятнистом изнашивании шин, а также после каждого монтажа шин на колеса) необходимо проверять балансировку колес с шинами в сборе и при необходимости восстанавливать ее до нормы согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке. Эту операцию рекомендуется проводить на станциях технического обслуживания автомобилей, располагающих соответствующим оборудованием.
    Одновременно с балансировкой колес, для обеспечения равномерного изнашивания протекторов шин, нужно переставлять колеса местами, как показано на рис. 63, согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке. По мере изнашивания протектора шины уменьшается глубина канавок его рисунка. Когда глубина канавок достигнет 1,6 мм, на поверхности протектора появятся индикаторы износа - шесть рельефных поперечных полос шириной до 8 мм. Их появление указывает на необходимость замены шины и опасность ее дальнейшей эксплуатации.

Рис. 63. Схема перестановки колес

    Маркировка шин. Радиальные шины, установленные на автомобиле, имеют маркировку, которая нанесена на боковине шин. Маркировка, например, одной из применяемых моделей шин включает следующее: обозначение (размер) шины - 165/80R14; модель шины - МИ-180; указание о металлокордном брокере - Steel; указание о радиальной конструкции - Radial; категорию скорости - 5; индекс грузоподъемности - 84.
    Давление воздуха в шинах. Давление воздуха в шинах, включая запасное колесо, надо проверять манометром согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке. Манометр необходимо периодически проверять на станции технического обслуживания автомобилей.
    Если наблюдается постоянное падение давления воздуха в шине, необходимо проверить, нет ли утечки воздуха через золотник камеры. При обнаружении утечки воздуха следует довернуть золотник или заменить его новым. Если давление падает при исправном золотнике, то необходимо демонтировать колесо и отремонтировать камеру или заменить ее новой.
    Крепление колпака колеса. Колпак 1 (рис. 64) нужно устанавливать на диск колеса в определенной последовательности.

Рис. 64. Крепление колпака ко леса: 1 - колпак колеса; 2 - фиксатор; 3 - пружина

    1. Проверить правильность установки пружины 3. Пружина должна быть установлена в прорезь фиксатора 2 до упора ее отогнутого конца в стенку фиксатора. При этом отогнутый конец пружины должен быть направлен к диску колеса.
    2. Приложить выступающую часть колпака к отверстию в фиксаторе и сцентрировать ее небольшим проворачиванием колпака относительно параллельных ветвей пружины внутри фиксатора.
    3. Прижать колпак к диску колеса и зафиксировать.
    Снимать колпак надо аккуратно с помощью отвертки.
    Крепление запасного колеса. Запасное колесо размещается под полом багажного отделения автомобиля в держателе 2 (рис. 65). Со стороны топливного бака держатель закреплен в кронштейнах поперечины пола, а со стороны багажного отделения запирается замком 1.

Рис. 66. Расположение болта замка держателя запасного колеса в багажном отделении автомобиля: 1 - ключ S=19Х17 для болтов крепления колес и механизма крепления запасного колеса

    Открывание и запирание замка производятся вращением головки болта замка держателя, расположенного на задней панели багажного отделения, доступ к которой возможен только при открытой двери задка и отогнутой обивке пола багажного отделения.
    Для того чтобы достать запасное колесо, необходимо ключом 1 (рис. 66) S= 19Х 17 для болтов крепления колес и механизма крепления запасного колеса, имеющимся в комплекте прикладываемого инструмента, вращать головку болта против часовой стрелки. При этом крючок замка держателя вместе с держателем запасного колеса движется вниз по резьбовой поверхности болта до упора в ограничительную гайку болта. При дальнейшем вращении головки болта крючок замка, поворачиваясь вместе с болтом вокруг оси вращения, освобождает фиксирующий элемент держателя запасного колеса.
    Чтобы запереть запасное колесо, уложенное в держатель, необходимо фиксирующий элемент держателя зацепить крючком замка. Вращая по часовой стрелке головку болта замка, нужно обеспечить надежную фиксацию запасного колеса между держателем и полом багажного отделения.

    Передняя подвеска
    Наиболее ответственной частью передней подвески автомобиля является телескопическая амортизаторная стойка 1 (рис. 67), объединяющая телескопическое направляющее устройство передней подвески и гидравлические амортизатор. В. узел телескопической стойки входят верхняя опора 28 стойки, пружина 22, поворотный рычаг 20 рулевой трапеции и элементы их крепления.

Рис. 67. Передняя подвеска:
1 - телескопическая амортизаторная стойка; 2 - болт крепления телескопической стойки к поворотному кулаку; 3 - поворотный кулак; 4 - тормозной диск; 5 - ступица колеса; 6 - гайка; 7 - защитный кожух тормозного механизма; 8 - защитный чехол шарового шарнира; 9 - шаровой шарнир; 10 - рычаг передней подвески; 11 - чашка шарнира стабилизатора; 12 - регулировочная шайба; 13 - штанга стабилизатора поперечной устойчивости; 14 - болт; 15 - резинометаллический шарнир рычага передней подвески; 16 - защитный чехол внутреннего шарнира вала привода; 17 - вал привода колеса; 18 - резинометаллический шарнир штанги стабилизатора; 19 - защитный чехол наружного шарнира вала привода; 20 - поворотный рычаг; 21 - нижняя опорная чашка пружины; 22 - пружина; 23 - защитный чехол штока телескопической стойки; 24 - шток телескопической амортизаторной стойки; 25 - буфер сжатия; 26 - верхняя опорная чашка пружины; 27 - гайка; 28 - верхняя резиновая опора телескопической стойки; 29 - подшипник телескопической стойки; 30 - ползун регулировки развала колеса; 31 - гайка

    Шарнирные соединения передней подвески не требуют технического обслуживания в период их срока службы.
    Согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке, следует проверять техническое состояние телескопических стоек на станциях технического обслуживания автомобилей, оборудованных специальными стендами для проверки элементов подвески.
    Состояние шаровых шарниров 9 на рычагах подвески нужно проверять при вывешенных передних колесах. Если при боковом покачивании колеса зазор С между защитным кожухом тормозного механизма и бобышкой рычага подвески изменяется более чем на 0,5 мм, то шаровой шарнир необходимо заменить новым.
    Проверять состояние верхней резиновой опоры 28 телескопической стойки следует при полностью загруженном автомобиле. Если средний размер В между торцом опоры и ограничительной тарелкой при измерении в трех местах по окружности больше 8 мм или имеются разрывы резины опоры, то опору необходимо заменить новой.
    Основанием для ремонта подвески на станциях технического обслуживания автомобилей служит появление течи жидкости из телескопической амортизаторной стойки, а также повреждение резиновых деталей подвески (защитный чехол 8 шарового шарнира; защитный чехол 23 штока телескопической стойки; резинометаллический шарнир 15 рычага передней подвески; резинометаллический шарнир 18 штанги стабилизатора; буфер 25 сжатия).
    Установка передних колес. Согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке, надо проверять углы установки передних колес.
    Необходимость регулировки углов установки передних колес возникает в следующих случаях.
    1. Ухудшение стабилизации передних колес (отсутствует самопроизвольное возвращение рулевого колеса в исходное положение при выходе автомобиля из поворота).
    2. Увод автомобиля при прямолинейном движении (тенденция постоянного отклонения в одну сторону независимо от бокового наклона профиля дорожного полотна).
    3. Ускоренное одностороннее, ступенчатое и пятнистое изнашивание протектора шин передних колес.
    4. Задевание шин при предельных углах поворота за выступающие детали подвески, близко расположенные поверхности кузова и лонжероны рамы.
    Ухудшение стабилизации передних колес обычно является следствием нарушения углов продольного наклона оси поворота телескопической стойки и развала колес.
    Увод автомобиля может быть следствием большой разности (более 0°30') углов продольного наклона оси поворота телескопической стойки и углов развала левого и правого управляемых колес.
    Ускоренное одностороннее изнашивание протектора шины происходит при нарушении угла развала колес, неравномерное изнашивание шин с образованием ступенчатых гребней поперек протектора указывает на нарушение схождения колес.
    Задевание шин за выступающие детали передней подвески может иметь место при нарушении равенства предельных углов поворота колес в левую и правую стороны.
    Регулировать углы установки колес нужно на автомобиле полной массы в такой последовательности.
    1. Регулировка угла продольного наклона оси поворота телескопической стойки.
    2. Регулировка угла развала колес.
    3. Регулировка равенства предельных углов поворота колес.
    4. Регулировка схождения колес.
    Для регулировки угла продольного наклона оси поворота телескопической стойки используют плоские регулировочные шайбы 12 (см. рис. 67) толщиной 3 мм, которые устанавливаются на стержень штанги 13 стабилизатора поперечной устойчивости между уступом и чашкой 11 шарнира стабилизатора. При установке или удалении одной шайбы угол продольного наклона оси поворота стойки изменяется на 0°20'.
    Для регулировки угла развала колес применяется специальный механизм винт-гайка, расположенный на нижнем болте 2 крепления телескопической стойки к поворотному кулаку 3. При поворачивании этого болта на один оборот угол развала изменяется на 0°5'.
    Ограничение максимальных углов поворота передних колес обеспечивается упорами в рулевом механизме и не регулируется. Однако обязательным условием при этом является равенство углов поворота колес в каждую из сторон, что обеспечивается регулировкой длины рулевых тяг 28 (см. рис. 68). Разность углов поворота вправо и влево для внутренних (ближайщих к центру поворота) колес не должна превышать 0°30'.
    Для проведения указанной регулировки, а также установки необходимого схождения колес на рулевых тягах предусмотрены муфты 25, имеющие на концах резьбу разного винтового направления.
    При вращении муфт изменяется расстояние между шарнирами этой тяги и угловое расположение плоскости вращения колеса. При поворачивании муфты на 1/6 оборота плоскость вращения колеса перемещается на 0°10'.