ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ

УСТАНОВКА НОМЕРНЫХ ЗНАКОВ
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОСМОТР АВТОМОБИЛЯ
ПУСК ДВИГАТЕЛЯ
     Пуск холодного двигателя
     Пуск прогретого двигателя
ТЕПЛОВОЙ РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЯ
ОБКАТКА АВТОМОБИЛЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБКАТАННОГО АВТОМОБИЛЯ
БУКСИРОВАНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
     Буксирование автомобиля
     Буксирование автомобильного прицепа
     Транспортирование

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ              

ИНСТРУМЕНТ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
УБОРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Мытье кузова
   Уход за обивкой, ковриками, пластмассовыми деталями
    салона и панели приборов
ЗАПРАВОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Система охлаждения
   Гидропривод рабочей тормозной системы
СМАЗОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Картеры двигателей
   Масляный фильтр
   Картеры главной передачи и коробки передач
   Подшипники ступиц передних и задних колес
КОНТРОЛЬНО-РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Привод клапанов двигателя мод. 2106
   Привод клапанов двигателя мод. 331
   Приводы механизма газораспределения и генератора
   Карбюратор
   Фильтр тонкой очистки топлива
   Воздушный фильтр
   Привод выключения сцепления
   Коробка передач
   Колеса
   Передняя подвеска
   Шарниры валов привода передних колес
   Задняя подвеска
   Рулевое управление
   Тормозные системы
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
   Система зажигания
   Генератор
   Стартер
   Предохранители электрических цепей
   Регулировка света головных фар
   Замена ламп
ХРАНЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ
   Правила хранения
   Подготовка автомобиля к длительному хранению
   Техническое обслуживание автомобиля в период длительного хранения
   Подготовка автомобиля к эксплуатации после длительного хранения
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АНТИКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТА КУЗОВА


    ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
    Работы по обслуживанию системы электрооборудования автомобиля связаны с частичным или полным отсоединением приборов и оборудования. Для последующего правильного присоединения, а также проверки исправности приборов, оборудования и отдельных электрических цепей следует пользоваться схемами электрооборудования (рис. 74 и 75).

Рисунки 74 и 75 конвертированы в формат PDF.
Подписи к рисункам в отдельном текстовом файле.


    Для проводов низкого напряжения на схемах указаны цвета их изоляционных оболочек, а также, согласно ГОСТ 2.710 - 81*, буквенно-цифровые обозначения адресов присоединения проводов к элементам схемы. Например: от вывода 4 соединительной колодки Х30 (см. рис. 74) осветительного устройства Е4 отходит провод 3 (зеленого цвета) в пучок проводов с адресом =А6 - Х6:10. Содержание указанного адреса расшифровывается следующим образом: провод зеленого цвета присоединяется к выводу 10 соединительной колодки - Х6 устройства =А6 (поз. 24). В обратной последовательности (от вывода 10 соединительной колодки - Х6 устройства =А6 к. выводу 4, соединительной колодки ХЗО осветительного устройства Е4) запись адреса, указанная на проводе, имеет вид - Е4 - Х30:4.

    Система зажигания
    Система зажигания состоит из следующих элементов: катушки зажигания, распределителя, свечей, свечных наконечников, выключателя (замка) зажигания и проводов цепи низкого и высокого напряжений. Электрические схемы присоединения элементов системы зажигания показаны на рис. 74 и 75. Надежность и экономичность работы двигателя в значительной степени зависят от состояния указанных элементов системы зажигания. При проверке системы зажигания на автомобиле надо обратить внимание на состояние контактных соединений в цепях низкого и высокого напряжений, а также на состояние поверхности пластмассовых деталей крышек распределителя и катушки зажигания, корпусов свечных наконечников. Загрязнение указанных поверхностей и их повреждение могут привести к утечке тока цепи высокого напряжения и вызвать перебои в работе двигателя.
    Распределитель двигателя мод. 2106. Отличительной особенностью применяемой системы зажигания является использование в распределителе механического прерывателя. Поэтому при техническом обслуживании распределителя согласно периодичности, указанной в сервисной книжке, необходимо выполнить следующие работы.
    1. Проверить состояние рабочей поверхности контактов 3 (рис. 76) прерывателя. В случае большого переноса металла с одного контакта на другой зачистить их плоским бархатным надфилем. Ликвидировать полностью углубление на контакте рычажка прерывателя не рекомендуется. Проверить и при необходимости зачистить контакты в крышке распределителя и на бегунке ротора.

Рис. 76. Распределитель (со снятой крышкой) двигателя мод. 2106:
1 - помехоподавляющее сопротивление; 2 - бегунок; 3 - контакты прерывателя;4 - винт;5 - паз; 6 - пружинная защелка; 7 - вывод; 8 - конденсатор; 9 - шкала; 10 - кронштейн; 11 - гайка; 12 - вакуумный корректор; 13 - масленка; 14 - кулачок

    2. Протереть чистой, смоченной бензином замшей или тканью, не оставляющей волокон, контакты прерывателя, бегунок ротора, наружную и внутреннюю поверхности крышки распределителя.
    3. Проверить зазор между контактами прерывателя, который должен быть равен (0,4±0,05) мм. Для этого надо выполнить следующее: вращая коленчатый вал, установить кулачок 14 в такое положение, при котором зазор между контактами прерывателя будет максимальным; проверить щупом зазор. При его несоответствии норме ослабить винт 4 и отверткой, вставленной в специальный паз 5, сдвинуть контактную стойку прерывателя на необходимое расстояние. По окончании регулировки винт 4 затянуть до упора.
    Установка момента зажигания для двигателя мод. 2106. Момент зажигания нужно проверять с помощью стробоскопа следующим образом.
    1. Соединить зажим "+" стробоскопа с выводом "плюс 1б" катушки зажигания, а зажим массы с неокрашенной частью кузова проверяемого автомобиля.
    2. Вынуть провод свечи первого цилиндра из крышки распределителя и вставить между проводом и крышкой переходник для подключения стробоскопической лампы.
    3. Обозначить мелом, для большей видимости, метку 4 (рис. 77) ВМТ на шкиве коленчатого вала и дублирующие метки 1(рис. 78) и 2 на маховике двигателя.
    4. Отсоединить трубку от вакуумного корректора 12 (см. рис. 76) распределителя зажигания и заглушить ее. Пустить двигатель, прогреть его и установить минимальную устойчивую частоту вращения коленчатого вала. Направить мигающий луч света стробоскопа на метку на шкиве или через смотровое окно в картере сцепления на маховик в зону дублирующих меток.

Рис. 77. Установочные метки на шкиве коленчатого вала и крышке привода механизма газораспределения двигателя мод. 2106: 1 - метка опережения зажигания на 10°; 2 - метка опережения зажигания на 5°; 3 - метка опережения зажигания на 0°; 4 - метка ВМТ на шкиве

    5. Если начальный момент зажигания установлен правильно на режиме холостого хода двигателя, то видимая метка 4 (см. рис. 77) на шкиве должна находиться напротив метки 2 на крышке привода механизма газораспределения или видимая дублирующая метка 1 (см. рис. 78) на маховике должна находиться напротив установочной метки 3 на кромке смотрового окна картера сцепления.

Рис. 78. Установочные дублирующие метки на маховике и картере сцепления двигателя мод. 2106: 1 - метка 5° до ВМТ на маховике; 2 - метка 0° до ВМТ на маховике; 3 - установочная метка ВМТ на картере сцепления

    Для регулировки момента зажигания остановить двигатель, ослабить гайку 11 (см. рис. 76) кронштейна 10 и повернуть корпус распределителя на необходимый угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус распределителя следует повернуть против часовой стрелки, а для уменьшения - по часовой стрелке. Затянуть гайку 11 и еще раз убедиться по стробоскопу в правильности установки момента зажигания.
    При отсутствии стробоскопа следует проверить установку момента зажигания следующим образом.
    1. Присоединить контрольную лампу (12В) одним концом провода к выводу 7, а другим - к массе.
    2. Включить зажигание и медленно поворачивать коленчатый вал - при правильной установке момента зажигания контрольная лампа должна загореться при совмещении метки 4 (см. рис. 77) на шкиве коленчатого вала с меткой 2 на крышке привода механизма газораспределения или метки 1 (см. рис. 78) на маховике с меткой 3 на картере сцепления, а контакт бегунка 2 (см. рис. 76) должен находиться против контакта первого или четвертого цилиндра на крышке распределителя.
    3. При не совмещении меток в момент загорания контрольной лампы отрегулировать момент зажигания следующим образом: повернуть коленчатый вал и установить в таком положении, при котором контакт бегунка будет направлен в сторону контакта первого или четвертого цилиндра на крышке распределителя, а метка 4 (см. рис. 77) совпадает с меткой 2 или метка 1 (см. рис. 78) совпадает с меткой 3. При этом поршень первого или четвертого цилиндра не дойдет до ВМТ на 5° при измерении по углу поворота коленчатого вала; ослабить гайку 11 (см. рис. 76) кронштейна 10 и повернуть корпус распределителя зажигания по часовой стрелке до замыкания контактов прерывателя; медленно повернуть корпус распределителя против часовой стрелки до загорания контрольной лапы, при этом слегка прижать бегунок ротора против часовой стрелки, чтобы выбрать зазоры; остановить корпус распределителя точно в момент загорания контрольной лампы (контакты прерывателя находятся в начале фазы размыкания); удерживая корпус распределителя в таком положении, затянуть гайку 11; выключить зажигание, поставить крышку распределителя на корпус и закрепить ее двумя пружинными защелками 6.
    Распределитель двигателя мод. 331. Профилактические работы, связанные с техническим обслуживанием деталей распределителя, аналогичны работам, проводимым с распределителем двигателя мод. 2106. Периодичность их выполнения указана в сервисной книжке.
    Проверку и регулировку величины УЗСК прерывателя нужно проводить на станции технического обслуживания автомобилей в такой последовательности.
    1. Установить распределитель на стенд и при частоте вращения валика, равной (1000±100) мин-', определить УЗСК.
    2. При необходимости отрегулировать УЗСК прерывателя, снять крышку распределителя.
    3. Ослабить винты 3 (рис. 79) крепления контактной стойки 8.

Рис. 79. Распределитель (со снятыми бегунком и крышкой) двигателя мод. 331:
1 - рычажок прерывателя; 2 - текстолитовая подушка рычажка прерывателя; 3 - винт крепления контактной стойки; 4 - кулачок прерывателя; 5 - вывод провода низкого напряжения; 6 - гайка крепления хвостовика распределителя; 7 - корпус распределителя; 8 - контактная стойка; 9 - паз для регулировки зазора между контактами;10 - подвижная пластина прерывателя; 11 - вакуумный корректор
Рис. 80. Установочные дублирующие метки на маховике и картере сцепления двигателя мод. 331: 1 - установочный выступ ВМТ на картере сцепления; 2 - метка 10° до ВМТ на маховике; 3 - метка 0° до ВМТ на маховике

    4. Вставить отвертку в паз 9 для регулировки зазора между контактами и увеличить (или уменьшить) угол, приближая (или удаляя) контактную стойку 8 к (от) контакту на рычажке 1 прерывателя.
    5. По окончании регулировки затянуть винты 3. При отсутствии стенда для контроля угла следует проверять и регулировать вместо него зазор между контактами прерывателя. Проверку необходимо проводить на распределителе, установленном на двигателе, в приведенной ниже последовательности.
    1. Повернуть валик распределителя так, чтобы зазор между контактами стал наибольшим.
    2. Проверить зазор плоским щупом размером (0,45±0,05) мм .и при необходимости отрегулировать зазор в том же порядке, что и УЗСК.
    После регулировки зазора обычно нарушается правильность установки момента зажигания, которую необходимо восстановить.
    Установка момента зажигания двигателя мод. 331. Начальную установку момента зажигания надо проверять в такой последовательности:
    1. Соединить зажим "+" стробоскопа с выводом "плюс Б" катушки зажигания, а зажим массы с неокрашенной частью кузова проверяемого автомобиля.
    2. Вынуть провод свечи первого цилиндра из крышки распределителя и вставить между проводом и крышкой переходник для подключения стробоскопической лампы.
    3. Обозначить мелом, для большей видимости, метку 3 (см. рис. 45) начальной установки момента зажигания на шкиве коленчатого вала и дублирующие метки 2 (рис. 80) и 3 на маховике двигателя.
    4. Отсоединить трубку от вакуумного корректора 11 (см. рис. 79) распределителя зажигания и заглушить ее. Пустить двигатель, прогреть его, установить частоту вращения коленчатого вала по тахометру 1200 мин-'.
    5. Направить мигающий луч света стробоскопа на метку на шкиве коленчатого вала или через смотровое окно в картере сцепления на маховик в зону дублирующих меток. Если начальный момент зажигания установлен правильно, то видимая метка 3 (см. рис. 45) на шкиве должна находиться напротив установочного прилива 1 на нижней крышке распределительных звездочек или видимая дублирующая метка 2 (см. рис. 80) на маховике должна находиться напротив установочного выступа 1 на картере сцепления, что соответствует начальному углу опережения зажигания 10° до ВМТ при частоте вращения 1200 мин-'.
    Для регулировки момента зажигания на указанной частоте вращения коленчатого вала (1200 мин-') надо ослабить гайку 6 (см. рис. 79) крепления хвостовика распределителя и повернуть его на необходимый угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус распределителя следует повернуть по часовой стрелке, а для уменьшения - против часовой стрелки. Затем нужно затянуть гайку 6 и еще раз убедиться по стробоскопу в правильности установки момента зажигания.
    Для проверки начальной установки момента зажигания в случае демонтажа распределителя и последующего его монтажа на двигатель необходимо установить коленчатый вал двигателя в положение 10° до ВМТ на такте сжатия в первом цилиндре. Для этого следует вывернуть свечу первого цилиндра и закрыть отверстие для свечи в головке блока цилиндров пробкой из смятой бумаги. Затем надо медленно вращать коленчатый вал двигателя до положения, соответствующего началу такта сжатия в первом цилиндре, определяемого по выталкиванию бумажной пробки, закрывающей отверстие для свечи. Продолжая вращать вал, нужно установить поршень первого цилиндра в положение, соответствующее моменту разряда между электродами свечи (10° до ВМТ). При этом первая метка 3 (см. рис. 45) на шкиве коленчатого вала должна совпасть с установочным приливом 1 на нижней крышке распределительных звездочек или дублирующая метка 2 (см. рис. 80) на маховике должна совпасть с установочным выступом 1 на картере сцепления. Затем надо ввернуть свечу зажигания первого цилиндра на место. Необходимо присоединить контрольную лампу на 12 В к выводу 5 (см. рис. 79) провода низкого напряжения и к неокрашенной части кузова (массе), затем ослабить гайку 6 крепления хвостовика распределителя и повернуть корпус распределителя против часовой стрелки на угол, при котором лампа погаснет. В этом положении необходимо закрепить распределитель гайкой 6. Такая установка начального угла опережения зажигания является предварительной, затем ее следует проверить, используя стробоскоп. Для этого надо выполнить объем работ в соответствии с описанными выше пунктами 1 - 5.
    Свечи зажигания. Периодически для очистки от нагара корпуса и юбочки изолятора надо вывернуть свечи из головки блока цилиндров и очистить их жесткой щеткой, смоченной в бензине. Во избежание порчи свечи запрещается снимать острым инструментом нагар с юбочки изолятора.
    Следует проверять зазор между электродами свечи круглым проволочным щупом. Зазор должен быть для двигателя мод. 2106 0,5 - 0,6 мм, а для двигателя мод. 331 0,8 - 0,95 мм. Регулировать его можно только подгибанием бокового электрода.
    Согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке, нужно заменять свечи зажигания новыми. Для надежного пуска двигателя в холодное время года рекомендуется заменять долго работавшие свечи зажигания новыми даже в том случае, если они еще вполне работоспособны (их можно использовать потом в летний период).