ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ

УСТАНОВКА НОМЕРНЫХ ЗНАКОВ
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОСМОТР АВТОМОБИЛЯ
ПУСК ДВИГАТЕЛЯ
     Пуск холодного двигателя
     Пуск прогретого двигателя
ТЕПЛОВОЙ РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЯ
ОБКАТКА АВТОМОБИЛЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБКАТАННОГО АВТОМОБИЛЯ
БУКСИРОВАНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
     Буксирование автомобиля
     Буксирование автомобильного прицепа
     Транспортирование

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ              

ИНСТРУМЕНТ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
УБОРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Мытье кузова
   Уход за обивкой, ковриками, пластмассовыми деталями
    салона и панели приборов
ЗАПРАВОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Система охлаждения
   Гидропривод рабочей тормозной системы
СМАЗОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Картеры двигателей
   Масляный фильтр
   Картеры главной передачи и коробки передач
   Подшипники ступиц передних и задних колес
КОНТРОЛЬНО-РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Привод клапанов двигателя мод. 2106
   Привод клапанов двигателя мод. 331
   Приводы механизма газораспределения и генератора
   Карбюратор
   Фильтр тонкой очистки топлива
   Воздушный фильтр
   Привод выключения сцепления
   Коробка передач
   Колеса
   Передняя подвеска
   Шарниры валов привода передних колес
   Задняя подвеска
   Рулевое управление
   Тормозные системы
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
   Система зажигания
   Генератор
   Стартер
   Предохранители электрических цепей
   Регулировка света головных фар
   Замена ламп
ХРАНЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ
   Правила хранения
   Подготовка автомобиля к длительному хранению
   Техническое обслуживание автомобиля в период длительного хранения
   Подготовка автомобиля к эксплуатации после длительного хранения
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АНТИКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТА КУЗОВА


    Карбюратор
    Карбюраторы ДААЗ-2141, ДААЗ-21412 и ДААЗ-2140-50 малотоксичные, экономичные, оснащенные автономной системой холостого хода с ЭПХХ, отключающим подачу топлива в цилиндры двигателя на режиме принудительного холостого хода (при торможении двигателем).
    Регулировка минимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя на режиме холостого хода для карбюратора ДААЗ-2141. Двигатель автомобиля отрегулирован на минимальную частоту вращения коленчатого вала (850±50) мин-' и на содержание в отработавших газах оксида углерода СО не более 1,5%, а углеводородов СН - не более 1200 млн-1.
    Полную регулировку системы холостого хода карбюратора нужно проводить только на станции технического обслуживания автомобилей согласно периодичности, указанной в сервисной книжке. Самостоятельно разрешается осуществлять только подрегулировку системы холостого хода в пределах, определяемых ограничительными втулками 1 (рис. 54) и 2 винтов количества и качества смеси. Попытки повернуть втулки на больший угол приведут к их разрушению. В этом случае за повышенное содержание в отработавших газах оксида углерода СО и углеводородов СН, перерасход топлива завод ответственности не несет.

Рис. 54. Ограничительные втулки на винтах регулировки системы холостого хода карбюратора ДААЗ-2141: 1 - ограничительная втулка винта количества смеси; 2 - ограничительная втулка винта качества смеси Рис. 55. Регулировочные элементы системы холостого хода карбюратора ДААЗ-21412: 1 - заглушка винта качества смеси; 2 - винт упора дроссельной заслонки

    Подрегулировку надо проводить на прогретом двигателе с температурой охлаждающей жидкости не ниже 80 °С, с отрегулированными тепловыми зазорами в механизме привода клапанов, правильной установкой угла опережения зажигания и при полностью открытой воздушной заслонке следующим образом.
    1. Отвернуть до упора ограничительную втулку 2 винта качества смеси.
    2. Ограничительной втулкой 1 винта количества смеси установить по тахометру 38 (см. рис. 3) частоту вращения коленчатого вала (850±50) мин-'.
    3. Проверить правильность регулировки системы холостого хода, для чего резко нажать на педаль управления дроссельными заслонками и отпустить ее - двигатель должен без перебоев увеличивать частоту вращения коленчатого вала, а при уменьшении ее до минимального значения на режиме холостого хода не должен останавливаться. Если двигатель останавливается, необходимо увеличить частоту вращения коленчатого вала ограничительной втулкой 1 (см. рис. 54) винта количества смеси в пределах ограничителя.
    Регулировка минимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя на режиме холостого хода для карбюратора ДААЗ-21412. Двигатель автомобиля отрегулирован на минимальную частоту вращения коленчатого вала (850 ± 50) мин-' и на содержание в отработавших газах оксида углерода СО не более 1,5 %, а углеводородов СН - не более 1200 млн-'.
    Полную регулировку системы холостого хода карбюратора надо проводить только на станции технического обслуживания автомобилей согласно периодичности, указанной в сервисной книжке. Самостоятельно разрешается проводить только подрегулировку минимальной частоты вращения холостого хода винтом 2 (рис. 55) упора дроссельной заслонки;
    Винтом качества смеси, закрытым заглушкой 7, карбюратор регулируют только на станции технического обслуживания автомобилей, одновременно контролируя токсичность отработавших газов. Попытки демонтировать заглушку приведут к ее разрушению. В этом случае за повышенное содержание в отработавших газах оксида углерода СО и углеводородов СН, перерасход топлива завод ответственности не несет.
    Подрегулировку нужно проводить на прогретом двигателе с температурой охлаждающей жидкости не ниже 80 °С, с отрегулированными тепловыми зазорами в механизме привода клапанов,
    правильной установкой угла опережения зажигания и при полностью открытой воздушной заслонке следующим образом.
    1. Винтом 2 упора дроссельной заслонки установить по тахометру 38 (см. рис. 3) частоту вращения коленчатого вала (850±50) мин-'.
    2. Проверить правильность регулировки системы холостого хода карбюратора ДААЗ-21412 аналогично проверке регулировки карбюратора ДААЗ-2141.
    Регулировка минимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя на режиме холостого хода для карбюратора ДААЗ-2140-50. Двигатель автомобиля отрегулирован на минимальную частоту вращения коленчатого вала (850±50) мин-' и на содержание в отработавших газах оксида углерода СО не более 1,5 %, а углеводородов СН - не более 1200 млн-'.
    Полную регулировку системы холостого хода карбюратора необходимо проводить только на станции технического обслуживания автомобилей согласно периодичности, указанной в сервисной книжке. Самостоятельно разрешается проводить только подрегулировку системы холостого хода в пределах, определяемых ограничительной втулкой 2 (рис. 56) винта качества смеси. Попытки повернуть втулку на больший угол приведут к ее разрушению. В этом случае за повышенное содержание в отработавших газах оксида углерода СО и углеводородов СН, перерасход топлива завод ответственности не несет.

Рис 56 Регулировочные элементы системы холостого хода карбюратора ДААЗ 2140-50: 1 - корпус ЭПХХ; 2 - ограничительная втулка винта качества смеси

    Подрегулировку нужно проводить на прогретом двигателе с температурой охлаждающей жидкости не ниже 80 °С, с отрегулированными тепловыми зазорами в механизме привода клапанов и правильной установкой угла опережения зажигания следующим образом.
    1. Отвернуть до упора ограничительную втулку 2 винта качества смеси.
    2. Корпусом 1 ЭПХХ установить по тахометру 38 (см. рис. 3) частоту вращения коленчатого вала (850±50) мин-'.
    Проверка правильности регулировки системы холостого хода карбюратора ДААЗ-2140-50 аналогична проверке регулировки карбюратора ДААЗ-2141.
    Регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратров ДААЗ-2141 и ДААЗ-2140-50. При увеличенном расходе топлива и его повышенном уровне в поплавковой камере карбюратора, а также в случае замены игольчатого клапана или поплавка следует проверить и правильно установить положение поплавка и величину его хода для обеспечения требуемого уровня топлива в поплавковой камере.
    Проверку и установку положения поплавка надо выполнять согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке, в следующем порядке.
    1. Снять крышку 9 (рис. 57) карбюратора и убедиться в том, что поплавок 7 не имеет вмятин и пробоин, свободно качается на оси, а его масса вместе с массой рычага равна (12±1) г.

Рис. 57. Регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюраторов ДААЗ-2141 и ДААЗ-2140-50: 1 - седло игольчатого клапана; 2 - упор; 3 - игольчатый клапан; 4 - шарик игольчатого клапана; 5 - оттяжная вилка игольчатого клапана; б - язычок рычага поплавка; 7 - поплавок; 8 - прокладка крышки карбюратора; 9 - крышка карбюратора

    2. Проверить плотность затяжки седла 1 игольчатого клапана в крышке 9 и отсутствие заеданий шарика 4 игольчатого клапана 3.
    3. Установить крышку 9 вертикально штуцером подвода топлива вверх. При этом игольчатый клапан 3 должен быть закрыт, а язычок 6 рычага поплавка касаться шарика 4 игольчатого клапана, не сжимая пружину шарика.
    4. В этом положении проверить зазор между средней частью поплавка и поверхностью прокладки 8, плотно прижатой к фланцу крышки. Зазор должен быть равен (6,5 ± 0,25) мм. При необходимости осторожно подогнуть язычок 6 для получения требуемого зазора. Язычок 6 должен быть перпендикулярен оси игольчатого клапана, а его контактная поверхность со стороны шарика не должна иметь повреждений, которые могут быть причиной зависания клапана.
    5. Проверить ход поплавка, который составляет 8 мм, при необходимости подогнуть упор 2.
    6. Проверить, не препятствует ли оттяжная вилка 5 игольчатого клапана его свободному перемещению.
    7. Установить крышку 9 карбюратора на место, убедившись в том, что поплавок может свободно перемещаться, не задевая стенок поплавковой камеры.
    Регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора ДААЗ-21412. Необходимость в данной регулировке карбюратора возникает в случаях, упомянутых для карбюратора ДААЗ-2141.
    Проверку и установку положения поплавков в двойной сбалансированной поплавковой камере нужно выполнять согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке, в следующем порядке.
    1. Снять крышку 5 (рис. 58) карбюратора и убедиться, свободно ли качаются на оси поплавки 1.

Рис. 58. Регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора ДААЗ-21412: 1 - поплавок; 2 - язычок рычага поплавка; 3 - игольчатый клапан; 4 - прокладка крышки карбюратора; 5 - крышка карбюратора

    2. Установить крышку 5 карбюратора горизонтально, поплавками вверх.
    3. В этом положении проверить зазор между поплавками и прокладкой 4, плотно прилегающей к крышке.
    Зазор должен быть равен (1±0,25) мм. При необходимости осторожно подогнуть язычок 2 рычага поплавка для получения требуемого зазора. Опорная поверхность язычка должна быть перпендикулярна оси игольчатого клапана 3 и не должна иметь вмятин и забоин.
    4. Установить крышку 5 карбюратора на место, убедившись в том, что поплавки могут свободно перемещаться, не задевая стенок поплавковых камер.

    Фильтр тонкой очистки топлива
    Фильтр (рис. 59) тонкой очистки топлива устанавливается в топливопроводе на участке между топливным насосом и карбюратором. Фильтр имеет неразборную конструкцию, заменять его нужно согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке.

Рис. 59. Фильтр тонкой очистки топлива

    Засорение фильтра может привести к снижению мощности двигателя, что проявляется в уменьшении скорости автомобиля при полном открытии дроссельных заслонок карбюратора. Для проверки необходимо снять фильтр и соедннть топливопроводом топливный насос и карбюратор. Если скорость автомобиля после этого восстановится, то фильтр следует заменить.
    При замене фильтра надо обращать внимание на то, чтобы стрелка, нанесенная на корпусе фильтра, была направлена в сторону движения топлива (к карбюратору). Выполняя эту операцию, нужно принять меры предосторожности, не допуская попадания бензина на узлы и детали в отсеке двигателя.

    Воздушный фильтр
    Воздушный фильтр карбюратора ДААЗ-2141. Поступающий в карбюратор воздух очищается от пыли фильтром, снабженным сухим бумажным фильтрующим элементом и устройством сезонной регулировки температуры воздуха на входе в карбюратор. В корпус 8 (рис. 60, а) воздушного фильтра воздух поступает по гибким рукавам-шлангам, концы которых с одной стороны закреплены на устройстве 3 сезонной регулировки температуры воздуха, а с другой стороны конец рукава 2 забора холодного воздуха закреплен на правой панели боковины отсека двигателя кузова, конец рукава 1 забора теплого воздуха - на специальном патрубке, смонтированном над выпускным коллектором двигателя.

Рис. 60. Воздушный фильтр карбюраторов: а - ДААЗ-2141; б - ДААЗ-21412, ДААЗ-2140-50;

1 - рукав забора теплого воздуха; 2 - рукав забора холодного воздуха; 3 - устройство сезонной регулировки температуры воздуха; 4 - крышка корпуса воздушного фильтра; 5 - заслонка устройства сезонной регулировки температуры воздуха; 6 - фильтрующий элемент; 7 - замок крепления крышки корпуса воздушного фильтра; 8 - корпус воздушного фильтра; 9 - подводящий патрубок; 10 - гайка крепления подводящего патрубка

    Сезонная регулировка температуры воздуха осуществляется поворотом заслонки 5 устройства сезонной регулировки, перекрывающей попеременно каналы забора холодного и теплого воздуха.
    При повороте заслонки в нижнее положение воздух поступает из отсека двигателя с температурой, близкой к температуре внешней среды. При повороте заслонки в верхнее положение воздух, поступающий в карбюратор, имеет температуру, близкую к температуре воздуха, окружающего выпускной коллектор двигателя.
    Подогретый воздух следует подводить в корпус воздушного фильтра только в холодный период эксплуатации автомобиля. Это исключит переохлаждение карбюратора, приводящее к образованию льда на его внутренних поверхностях.
    Техническое обслуживание воздушного фильтра в процессе эксплуатации заключается в замене фильтрующего элемента согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке.
    Фильтрующий элемент 6 надо заменять в такой последовательности.
    1. Открыть три замка 7 крепления крышки корпуса воздушного фильтра и снять ее с корпуса. При этом крышка 4 корпуса воздушного фильтра вместе с устройством сезонной регулировки температуры воздуха повиснет на гибких рукавах забора воздуха.
    2. Вынуть фильтрующий элемент и заменить его новым. В качестве кратковременной меры (при отсутствии нового фильтрующего элемента) допускается использовать прежний элемент после тщательной продувки его снаружи струёй сжатого воздуха. Сжатым воздухом рекомендуется также удалять пыль, скапливающуюся в демпфирующей полости корпуса воздушного фильтра.
    При замене фильтрующего элемента необходимо очистить систему вентиляции картера от смолистых отложений, для этого нужно отсоединить шланги вентиляции картера от подводящего патрубка 9, расположенного на карбюраторе. Отвернув четыре гайки 10 крепления подводящего патрубка, надо снять патрубок и очистить его вентиляционную полость от смолистых отложений, затем протереть полость сухой чистой тканью.
    Необходимо промыть шланги вентиляции картера в керосине или неэтилированном бензине; протереть чистой тканью промытые детали, закрепить подводящий патрубок на карбюраторе, подсоединить шланги вентиляции картера. Затем нужно собрать крышку с корпусом воздушного фильтра, зафиксировав крышку тремя замками крепления.
    Воздушный фильтр карбюраторов ДААЗ-21412 и ДААЗ-214050. Воздушный фильтр карбюраторов ДААЗ-21412 и ДААЗ-214050 унифицирован с воздушным фильтром карбюратора ДААЗ2141, но имеет отличие установки в отсеке двигателя (рис. 60, б).
    Замену фильтрующего элемента необходимо проводить в сроки, указанные в сервисной книжке, и в последовательности, предусмотренной для воздушного фильтра карбюратора ДААЗ-2141.
    При очистке системы вентиляции картера от смолистых отложений надо одновременно снять с маслозаливной горловины пробку 1 (см. рис. 37); промыть фильтрующий элемент 2 системы вентиляции картера, встроенный в пробку маслозаливной горловины, в керосине или неэтилированном бензине. Затем надо протереть чистой тканью промытый фильтрующий элемент и установить пробку на двигатель.