Ремонт и балансировка карданных валов
Часто причиной поломок различных узлов и агрегатов может стать неисправность карданного вала или ненадлежащим образом проведённый его ремонт. Чтобы избежать этих проблем, ремонт карданного вала должны производить только опытные и квалифицированные специалисты, (на вооружении которых есть специальное оборудование), владеющие новыми технологиями.
Карданный вал (или просто - кардан) представляет собой механизм, отвечающий за образование карданной передачи, элемент, входящий в практически любую систему задне- и полноприводных автомобилей. Это важнейший узел трансмиссии, без которого невозможно перемещение автомобиля.
Основная функция карданного вала - передача крутящего момента от одного устройства к другому, при этом оси валов могут не только не совпадать, но и нормально работать при меняющихся межосевых расстояниях (в вертикальных и горизонтальных плоскостях).
Балансировка карданного вала входит в один из обязательных видов профилактических ремонтов, так как дисбаланс карданов представляет собой одно из наиболее опасных явлений, влияющих на все вращающиеся элементы, включая карданные передачи.
Причин возникновения дисбаланса может быть много, это может происходить из-за:
- неточности производства отдельных элементов карданной передачи;
- неоднородности материалов, из которых изготовлены детали или их неравномерная плотность;
- неточности взаимного центрирования сопряжения деталей;
- наличия воздушных зазоров в соединениях деталей и узлов, а также несовпадение их осей при монтаже;
- деформации всех валов при обработке механическим или термическим способом, или в результате механических повреждений при эксплуатации.
На авторемонтных станциях, производя ремонт карданного вала, уровень дисбаланса определяют при помощи динамической балансировки, которую проводят на специальных балансировочных стендах. Чтобы избежать этого опасного явления на трубе устанавливают балансировочные пластины, подкладывают под стопорные крышки подшипников крестовины балансировочные прокладки, а иногда снимают металл с бобышек, находящихся на вилках фланцев.
Балансировку карданных валов производят, как правило, в сборе с шарнирами. Большое влияние на величины дисбаланса оказывают возникшие воздушные зазоры в соединениях крестовин и шлицевых узлов. Причём, существует такая особенность – при производстве карданных валов величины зазоров можно выдержать, а во время ремонта карданов это очень тяжело обеспечить, так как наблюдается большой износ шлицевого элемента и посадочных мест.
Именно по этой причине, заканчивая ремонт карданных валов (или даже после снятия их с машин), любые карданные валы нужно подвергать балансировке. На некоторых тяжёлых автомобилях, чтобы избежать любых малейших признаков дисбаланса (при оборотах больших значений, от 6000), принимают специальные меры. К ним относится установка эластичных венцов, балансировочных резиновых муфт и подвесных опор. Как правило, применение этих мер приводит к долгосрочному и безремонтному служению карданных валов (в странах Европы даже после транспортирования карданных валов в ненадлежащей упаковке, их подвергают профилактической балансировке). |