История автомобилестроения в России
История автомобильной промышленности нашей страны всё время переживала взлёты и падения. Первые исторические факты российского автомобилестроения связаны с именами Е.А. Яковлева и П.А. Фрезе. Именно эти конструкторы представили отечественное транспортное средство на художественно-промышленной выставке в 1896 году. Это были годы индустриального бума. Тогда в России быстрыми темпами шло развитие военного судостроения, паровозостроение и оружейной промышленности. Высококвалифицированный персонал, современное для того времени оборудование и технологии производства со временем дали толчок и для развития автомобилестроения в. В тот год, когда русские изобретатели только представили свою первую машину, а правительство ввело правила дорожного движения, Генри Форд уже совершал свои поездки, а во Франции проходили гонки на дистанции в 1720 км по маршруту Париж-Марсель-Париж. Первое мелкосерийное производство легковых автомобилей началось в 1899 году на Русско-Балтийском вагоноремонтном заводе. Автомобили на продажу получили название <РуссоБалт>.
В то время, когда в России царствовали конные экипажи, немецкий учёный К.Бенц сделал невероятное - он соединил конный экипаж с двигателем внутреннего сгорания. Патент он получил также на изменение скорости движения, пуск двигателя, тормозное устройство и рулевое управление. Конструкторы всего мира приняли его концепцию и продолжали изобретать каждый у себя на родине. В частности Фрезе и Яковлев, исправив ошибки своего немецкого коллеги, создали свой первый автомобиль. Он оказался шире по колее и имел тяжёлые деревянные колёса, а вот мотор и трансмиссия стали значительно легче. В итоге мощность автомобиля Яковлева-Фреза измерялась в 2 л.с., а не 1,5 л.с. как у Бенца. Мотор работал по принципу испарительной системы охлаждения. Запас воды - около 30 литров - размещался в 2-х латунных бочках, которые находились по бокам автомобиля. А конденсатор в виде цилиндра крепился за сиденьями. Максимальная скорость первого русского самоходного транспортного средства составила 20 вёрст в час. Эта машина была продемонстрирована на выставке в Нижнем Новгороде. О дальнейшей ее судьбе история умалчивает.
Однако можно увидеть ее копию. Она была сделана специально к 100-летнему юбилею реставраторы старинных автомобилей. Работа продолжалась шесть месяцев. Но кропотливый труд принёс свои плоды. Автомобиль не без успеха выставлялся на международных выставках. Следуя по стопам первых изобретателей, в конце 19 века многие заводы запустили мелкосерийное и крупносерийное производство отечественных машин. Значительный скачок в автомобилестроении России произошёл в начале 20 века. В это время было запущено строительство 6 крупных заводов, но революция 17 года отменила приказы царского правительства. И только заводы АМО в Москве и <Лебедев> (сегодня - Ярославский моторный завод) занялись выпуском легковых и большегрузных транспортных средств. Первый советский автомобиль был выпущен на заводе АМО в 1924 году. АМО-Ф-15 - это грузовая серийная машина. Удобная в эксплуатации, она отличался малой грузоподъёмностью. Отзывы об автомобилях того времени можно было прочитать в журнале <За рулём>. В середине 30-х годов СССР занимало первое место в Европе и второе в мире по выпуску грузовых транспортных средств. Первый легковой советский автомобиль был произведён в 1933 году на Горьковском автозаводе - модель ГАЗ-А. Четырёхдверный фаэтон был оснащён двигателем мощностью в 40 л.с. и мог развивать скорость до 90 км\час. А в 1936 году на дорогах появился первый лимузин <М-1>. Пятиместный седан закрытого типа выпускался только в течение пяти лет.
С той поры прошло достаточно времени и на улицах наших городов чаще встретишь иномарку, чем машину отечественного производства. Сегодня многие заводы на территории России производят сборку иностранных машин. Правительство, чтобы поддержать производство включило данный транспорт в свои списки по льготному субсидированию и утилизации. Воспользоваться такой возможностью спешат многие. Ведь наша страна в последние годы переживает настоящий автомобильный бум.
|