В последние годы в России все большее предпочтение как в грузовом, так и в легковом сегментах авторынка отдается двигателям, оснащаемым турбокомпрессорами. Повышенное внимание технологиям турбонаддува уделяется по целому ряду причин. Во-первых, ужесточаются требования к экономии топлива и выбросу вредных веществ в атмосферу планеты. Во-вторых, неоспоримым преимуществом мотора, на котором установлена турбина, является гибкость управления подачей воздуха. Наконец, в-третьих, турбомоторы вне конкуренции по массогабаритным показателям, а также таким характеристикам, как крутящий момент и удельная мощность.
По мнению многих представителей отечественных и зарубежных СМИ и аналитиков рынка, в России в настоящее время в области использования турбокомпрессоров сложилась парадоксальная ситуация. Так, в нашей стране общее количество автомобилей, оборудованных ТКР, не превышает 4,5 %, а в развитых европейских странах данный показатель приблизился к 45 %; в России новые легковые автомобили с турбомоторами пока вообще не выпускают, в то время как в Европе объемы их производства превысили 55 %. И, тем не менее, исследования рынка, представленные на недавно состоявшейся II конференции восточноевропейских дистрибьюторов концерна BWTS (Borg Warner Turbosystems) - мирового лидера по выпуску турбокомпрессоров (более 33 % общемирового производства), очертили самые оптимистичные перспективы афтемаркета турбокомпрессоров в России.
Так, согласно результатам статистических подсчетов, выполненных сотрудниками BWTS, Россия опережает восточные страны по уровню продаж ТКР на вторичном рынке. По самым осторожным оценкам этот показатель составляет примерно 35 тыс. шт., хотя российские специалисты уверяют, что данная цифра занижена как минимум вдвое.
Насыщенность вторичного рынка турбокомпрессоров во многом обусловлена растущими потребностями коммерческого автотранспорта, модели которого в огромном большинстве оборудованы дизельными двигателями. Результаты исследования, проведенного агентством DISCOVERY Research Group, показали, что в сегменте российского рынка коммерческих автомашин отечественную автотехнику пока вытесняют импортные автомобили. Росту продаж грузовых иномарок способствует развитие их производства на территории РФ. Сегодня в нашей стране собирают машины таких гигантов автопрома, как IVECO, Volvo, Isuzu, Hyundai, SsangYong, и перечень этот неуклонно расширяется.
Впрочем, недооценивать перспективы развития российского грузового автомобилестроения более чем преждевременно. По мнению специалистов DISCOVERY Research Group, в 2010 году объем российских грузовиков может достичь 300-320 тыс. ед., а автобусов - 100 тыс. ед. Ожидаемые качественные перемены во многом продиктованы введением на территории нашей страны международных норм токсичности Евро-3.
Чтобы надлежащим образом сертифицировать выпускаемую продукцию в соответствии с международными экологическими стандартами, автозаводы просто вынуждены либо комплектовать свои автомобили целиком силовыми установками зарубежного производства, либо использовать на отечественных моторах импортные ТКР. Это само по себе на порядки дешевле, не говоря уже о том, что продажа турбин импортного производства осуществляется с применением системы скидок для крупных покупателей. В частности, КамАЗ, являющийся крупнейшим производителем отечественных грузовых автомобилей, грузовиков, сегодня комплектует свои двигатели турбокомпрессорами Schwitzer, которые производит BWTS.
Однако какому бы из двух вышеназванных решений ни отдали предпочтение российские производители коммерческой автотехники, в любом случае они пополнят собой ряды потребителей высокотехнологичных изделий, предлагаемых мировыми производителями ТКР.