Кризис в первую очередь поражает крупные машиностроительные предприятия, в том числе и автомобилестроительные заводы, производящие свою продукцию для населения. Такие предприятия оказываются в жестких тисках между потребителем, утратившим покупательскую способность, и поставщиками материалов и комплектующих изделий, которые, приспосабливаясь к кризисной ситуации, поднимают цены на свою продукцию. Вынужденное повышение цены на автомобили приводит к снижению количества продаж и сворачиванию производства. С целью выживания в таких жестких условиях маркетинговые службы и торговые фирмы изобретают всевозможные уловки, чтобы продать свои автомобили. Используя мнение многих покупателей, что кризис - это очень благоприятное время для приобретения автомобиля, продающие фирмы повсеместно проводят акции, дают скидки, договариваются с банками о предоставлении кредитов и внедрении новых схем продажи.
Вы не встретите ни одной фирмы, которая бы утверждала, что цены на автомобили, продаваемые ей, являются непосильными и неприемлемыми. У каждого агента по продаже найдется интересная система скидок. Покупатели пользуются этими скидками и радуются возможности выгодно приобрести автомобиль. Хорошо, если вы располагаете достаточными средствами, чтобы купить машину, понравившуюся вам, и не жалеть о затраченных деньгах. В таком случае вам незачем вникать в суть скидки и просчитывать выгоду от нее. Остается просто радоваться и наслаждаться своей покупкой. Но если каждый рубль, гривна, доллар или другая денежная единица отрывается от вашего бюджета с кровью и слезами, то вам следует внимательнее присмотреться к предлагаемым акциям и скидкам. Часто бывает, что приобретение автомобиля со скидкой обходится покупателю дороже, чем без нее.
На какие же уловки идут предприимчивые продавцы?
Обман № 1. Скажем, автомобиль оборудован дополнительными аксессуарами на сумму $100-200, но покупателю выдают прайс-лист за их установку на сумму $1500 и уступают при продаже $200-300. <Ух ты! Здорово!> - решают доверчивые покупатели, которые не владеют информацией о действительной стоимости указанных <наворотов>, и покупают автомобиль на $1000-1200 дороже. В то время как установка ГБО или других дополнительных приспособлений обычно обходятся дешевле.
Обман № 2. Покупатель выбрал себе автомобиль. Его устраивает в нем все: модель, цвет, обивка салона, установленные аксессуары, цена, и он готов оплатить покупку. Но в последний момент выясняется, что еще дополнительно следует оплатить сущий пустяк - комиссионный сбор или НДС, или покупку без очереди, или комиссию за услуги агента, за предпродажную подготовку и прочее. В такие минуты, когда сделка практически заключена и покупатель уже полюбил свой новый автомобиль, он достает деньги из своего кармана, не сознавая, что переплачивает.
Обман № 3. Покупатель купил автомобиль и оформляет оплату. Тут продавец задает ему вопрос, за сколько лет гарантии он будет оплачивать - за 5 лет или за 7 лет. За 7 лет соответственно будет дороже, чем за 5 лет. Покупатель включается в процесс подсчетов и выбирает 5 лет. Оплачивает. При этом ему вручают договор, распечатанный на нескольких листах очень мелким шрифтом, о гарантийном обслуживании в течение 5 лет. Читать покупателю, как правило, не хочется. Оплата за эту дополнительную услугу не идет ни в какое сравнение со стоимостью автомобиля и отдается на автомате. И даже, если покупатель заинтересуется, что это за обслуживание, ему отвечают, что в случае какой-либо поломки (поломки перечисляются в договоре) в указанный период фирма обязуется устранить ее за свой счет. Фактически, на все автомобили существует гарантия производителя с теми же сроками, предоставляемая бесплатно. И если возникнет поломка, то фирма, заключившая договор с покупателем, принимает от него автомобиль, сдает его в гарантийный ремонт сервисному центру завода изготовителя и после ремонта возвращает владельцу. В договоре же можно вычитать интересные сведения. Например: Фирма создана, как ООО или ЧП и к магазину или продающей фирме не имеет никакого отношения.
Обман № 4. Иногда бывает, что покупателю предоставляют автомобиль с комплектацией, отличающейся от оговоренной в договоре. Это уже просто обычное мошенничество.
Обман № 5. Существует такая услуга, как оформление кредита за час. В таком случае у покупателя очень мало времени обдумать и хорошо взвесить свои возможности. При этом сделка заключается с повышенной процентной ставкой, вносится задаток. А если покупатель вдруг не рассчитал и передумал, то ему придется оформлять в кредит более дешевый автомобиль или оставить продавцу задаток, который по условиям кредита не возвращается.
Обманывают чаще всего тех покупателей, которые приобретают дешевые автомобили и автомобили в средней ценовой категории. С состоятельными покупателями не решаются вести нечестные игры. По утверждениям многих продавцов 70% покупателей переплачивают 20-30% рыночной стоимости автомобиля.
Таким образом, при покупке автомобиля не спешите отдавать свои деньги. Внимательно вчитывайтесь во все документы, которые вам предлагают подписать. Будьте осторожны с договорами, напечатанными мелким шрифтом! Будьте готовы задать нелицеприятные вопросы продавцу. Не бойтесь отказаться от навязываемых вам услуг, если у вас возникло подозрение обмана.
Входя в салон торговой фирмы, осмотритесь. О надежности фирмы часто свидетельствует его внешнее и внутреннее оформление. Если вы увидите грубые безвкусные транспаранты и макеты, обещающие вам массу выгод, не спешите доверять продавцам. Испытайте такой прием, как запрос выслать вам счет на оплату автомобиля по безналичному расчету. Можете так же запросить экземпляр договора. Если фирма не добросовестная, то вам непременно предложат лично приехать в салон для оформления покупки. В этом случае ждите несоответствия предварительной цены и окончательного расчета. Не пренебрегайте советами владельцев новеньких авто, уже прошедших школу покупки. Прислушивайтесь к их замечаниям. Посетите форумы в интернете и почитайте отзывы о салоне, который вы собираетесь осчастливить своей покупкой.
Подведем итог: покупая автомобиль во время кризиса, помните, что продающие фирмы в своем стремлении выжить, готовы идти на всевозможные уловки, чтобы завуалировать неизбежное повышение цен. И если речь идет о скидке, то умейте отличить настоящую скидку от фиктивной.