Грузовые "Москвичи": вехи истории

В бывшем СССР производству грузовых версий легковых автомобилей уделялось немало внимания. И если в довоенный период пальму первенства в данном направлении стойко удерживал ГАЗ, то после Великой Отечественной войны основным изготовителем отечественных минигрузовиков-пикапов стал МЗМА, впоследствии переименованный в АЗЛК. Первые грузовички-«Москвичи», впрочем, как и все последующие модельные версии, с успехом эксплуатировались как в народном хозяйстве, так и в армии: развозили по магазинам мелкие партии товара, доставляли почту и медикаменты, использовались как аэродромные технички и военные автомобили связи. Разумеется, продажа грузовиков подобного типа (как и вообще грузовиков) частным лицам была строжайше запрещена вплоть до середины 80-х годов минувшего века.

Грузовым первенцем Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА) стал пикапчик на базе «Москвича-400». И хотя его кузов был несущим, а не рамным, наличие достаточно крепких лонжеронов, мощных поперечных балок и закрытого тоннеля карданного вала обеспечивали прочность днища, в результате чего его можно было использовать в качестве грузовой платформы.

Были спроектированы автомобили двух модификаций: трехдверный грузовой «Москвич-422» и пятидверный грузопассажирский «Москвич-421», однако массово производилась лишь грузовая версия. 

Производство базового «Москвича-401» было прекращено с апреля 1956-го, зато фургон «Москвич-422» продолжали выпускать еще почти целый год. Родословная минигрузовиков «Москвич» была продолжена цельнометаллическими фургонами последующих поколений. 


Фургоны выпуска 1963 – 1965 г.г. проектировались на основе «Москвича-403» под новым индексом«Москвич-432». Как и «четыреста третий», они оснащались мощной подмоторной рамой, передней подвеской и подвесными педалями. На базе «Москвичей-432» Луцкий завод (вначале ЛуМЗ, позже ЛуАЗ) изготавливал «летучки» техпомощи и фургончики-рефрижераторы.

Когда на смену «Москвичу-403» в 1968 г. пришел более современный «Москвич-408», он также лег в основу производства фургонов с распашной двустворчатой металлической задней дверью. Начиная с 1972 году заднюю дверь стали делать остекленной и цельной. При этом она поднималась вверх. Эта версия, оснащаемая двигателем от «Москвича-412», получила индекс «Москвич-434».

С 1976 году «москвичи»-фургоны стали оснащаться оперением, дисковыми тормозами и оборудованием кабины от «Москвича-2140». При этом, в соответствии с новым ГОСТом, изменилась и индексация: фургоны с двигателем АЗЛК-408 стали называться «Москвич-2733», а с мотором УМЗ-412 – «Москвич-2734».

«Лебединой песней» АЗЛК стала разработка пикапа  – легкового грузовика на базе «Москвича 2141». В серию данная модель пошла уже после распада СССР, когда реализация грузовиков и даже продажа тягачей осуществлялась без ограничений для частных лиц.