О том, что ксеноновые лампы лучше всяких иных, знает каждый автолюбитель. Однако разнообразие производителей, цен, типов порождает всевозможные заблуждения. Несведущий автомобилист может приобрести псевдоксеноновые лампы и после – хвастать их голубоватым светом. Не обращая внимая, что освещенность дороги ухудшилась...
Покупка биксеноновых ламп не должна обходиться вдвое дороже, чем приобретение ксеноновых – несмотря на приставку «би-». Такое добавление обозначает лишь возможность работы ксеноновых ламп в режимах как «дальнего», так и «ближнего» света.
Чем же хорош ксенон и биксенон? Так ли обоснованна его слава?
Первоначальное применение ксеноновых фар на дорогих моделях автомобилей дает основание полагать: это – действительно стоящее изобретение. Когда-то стоимость таких осветительных устройств исчислялась в тысячах долларов. Однако технический прогресс и рост масштабов производства позволили добиться снижения цен. Сегодня биксеноновый комплект можно купить за двести-триста долларов – что посильно для всякого автовладельца.
Посильно – но нужно ли? Не проще ли применить галогеновые лампы повышенной мощности?
Опыт показывает, не проще. Галогеновые лампы сильно разогреваются в процессе работы. Разогрев – это и температурные деформации, и опасность растрескивания стекла, и повышенная вероятность обрыва раскаленной добела нити на ухабе. Лишиться освещения дороги на ходу – весьма рискованно!
В газоразрядной ксеноновой лампе обрываться нечему: роль нити накаливания в ней играет светящийся под воздействием электротока газ. И нагрев у неё невелик, что избавляет от опасности разрушения материалов под действием перегрева.
Но самое главное в лампе – не надежность и не длительность срока службы (кстати, непревзойденно длительный). Самое главное – качество светового потока, продуцируемого фарой. Здесь с ксеноновой фарой может сравниться только... Солнце. Показатели светового излучения ксеноновой лампы максимально приближены к характеристикам естественного солнечного света. В этом – залог лучшей освещенности дороги, меньшей усталости глаз.
Эффект биксенона (то есть работы лампы в двух, различающихся по мощности свечения, режимах) достигается путем оснащения лампы подвижной шторкой, либо перемещением самой лампы в фокусе фарного отражателя. Подобные нововведения усложняют конструкцию фар, однако обеспечивают машину безупречным светом как на ближних, так и на дальних дистанциях.
Автовладельцу, решившему оснастить свою машину ксеноновыми лампами, нужно быть готовым к установке так называемого «балласта». Это название закрепилось за трансформаторным блоком, обеспечивающим ксеноновые лампы токами розжига и поддержания разряда. Современные модели этих устройств невелики, и их монтаж не представляет трудности для минимально подготовленного мастера.
Выбор ксеноновых ламп осложняется разницей в показателях цветовой температуры, свойственной тем или иным разновидностям изделий. Автомобилисту следует иметь в виду, что повышение индекса цветовой температуры означает увеличение в спектре излучения лампы синих тонов. Максимально голубым светят лампы, цветовая температура которых доходит до 15000 градусов Кельвина.
Тем не менее, наиболее физиологична цветовая температура свечения ксеноновой лампы, близкая к солнечным (5000 – 6000 градусов) показателям. Лампы с ЦТ на уровне 4000 – 4250 градусов дают желтовато–красный оттенок света. Замечено, однако, что все газоразрядные ксеноновые лампы через примерно 200 часов эксплуатации «белеют», то есть начинают давать свет более высокой цветовой температуры.
Сумма свойств ксеноновых ламп свидетельствует: на сегодняшний день – это лучший источник света для автомобилей!