Кризис многое изменил в автомобильной промышленности. Одни предприятия вовсе оказались на грани банкротства, другие кое-как пытаются выживать. Автолюбители поняли, что проще купить японские, российские и корейские запчасти, чем новую машину. Поэтому работы у многих мастерских прибавилось, а вот у автомобильных салонов уменьшилось.
Отечественный автопром давно пора спасать, об этом говорят все эксперты. По мнению многих из них, крест на машинах российского производства был поставлен еще восемь лет назад. Тогда была принята программа, согласно которой в России стало возможным строительство многих заводов <отверточной> сборки. Что это дало крупным автоконцернам? Возможность экономить на таможенных расходах, при чем более чем солидные суммы денег. Достаточно завести детали и получить готовые машины уже в России. Все это привело лишь к тому, что иномарки стали дешевле, а отечественный автопром начал скатываться в бездну.
Но многие компании сами разрушали себя. Не только зарубежные автомобили или автозапчасти hyundai пользуются спросом среди жителей нашей страны. Россияне готовы платить за отечественные авто, но по другим ценам. А другие цены установить не позволяют административные расходы.
АВТОВАЗ буквально <задыхается> от затрат на обслуживающих его людей. Например, с 2005 по 2008 год административные расходы стали больше на 50%. Такие данные приводит аналитическое агентство <Автостат>. Откуда такие траты? Достаточно посмотреть на список вице-президентов компании: около 8 лет назад их было ровно в 3 раза меньше. На заводе была даже инициирована прокурорская проверка, которая показала, что не все так хорошо. Например, экс-президент АВТОВАЗа позволял себе каждый месяц тратить около 30 млн. руб. на чартерные рейсы. Понятно, что с такими тратами сложно выжить, особенно в кризис. Кроме того, квартиры, принадлежавшие заводу в Тольятти, часто уходили с молотка по цене в 10 раз ниже рыночной. Такая щедрость компании кажется более чем странной. Тоже самое касается и земельных участков, которые могли стоить копейки, а на рынке миллионы. В период кризиса, когда производство почти встало, зарплаты многих членов правления компании только выросли.
Что делает правительство? Правительство пытается сделать все, чтобы спасти автогиганта, но на деле ничего не получается. Так, например, были сокращены работники на главном предприятии. Дополнительно создали два завода: <АВТОВАЗ-Перспективы> и <Реформинг-центр>. Только, по словам очевидцев, делать там нечего: зарплату не платят, а рабочие места числятся как бы номинально. Кстати, многие крупные автокомпании перед своим разрушением тоже прошли через создание таких вот дочерних предприятий.
Правительство говорит о том, что создаются новые рабочие места, заводы. Но на деле дальше разговоров процесс не продвигается. Будущее АВТОВАЗа очень туманно. Подливают масла в огонь и журналисты, которые почти все инновации завода воспринимают категорично. В народе давно говорят о том, что это не автомобили, а ведра с болтами или просто груда металлолома. Все это не способствует росту продаж.
Многие эксперты сходятся во мнении, что такая плачевная ситуация - это прямой путь к превращению мощного завода в <отверточный> цех. Т.е. вместо российских машин, там будут собирать еще один иномарки. Что ждет сам Тольятти? Прогнозы неутешительны. Сокращение рабочих мест может привести к социальному кризису. Есть ли шанс изменить ситуацию? Пока прогнозы скорее пессимистичные, чем оптимистичные. Но есть вероятность того, что найдется грамотный руководитель, который поймет, насколько важен для страны родной автопром.